Проекты МККВВП конца 50-х - начала 60-х годов.
Проект RITA (Reusable Interplanetary
Transport Approach)[5, 7],
разрабатывавшийся фирмой Douglas в 1959-1960 гг., предполагал создание
аппаратов RITA-A в форме усеченного конуса диаметром 12 и длиной 20 м,
с атомным двигателем стартовой тягой 90 т, способного доставить на
Луну 4.5 т полезной нагрузки, и RITA-B (длина - 35 м, диаметр - 22 м,
стартовая тяга ЯРД - 340 т, полезная нагрузка на Луну - 11 т).
В атмосферу Земли корабль должен был входить
как головная часть МБР, т.е. как конус острием вперед.
Проблемы управления аппаратом при входе в
атмосферу и сохранения криогенных компонентов топлива были рассмотрены
инженерами фирмы в работе [7] на
примере корабля - развития RITA для полета на Марс. Предполагалось,
что одноступенчатый КА в форме конуса с затупленным концом при длине
41.8 м и диаметре основания 26.2 м будет иметь радиус затупления 3 м и
угол полураствора конуса - 15 град.
Твердофазный ядерный ракетный двигатель тягой
680 т, с удельным импульсом 1000 с, должен был разгонять корабль
стартовой массой 515.28 т (из них - 430.334 т жидкого водорода, 19 т
полезной нагрузки) до скорости 18114 м/с.
Аппарат был конструктивно - несимметричен:
"лобовая" при входе в атмосферу сторона конуса имела многослойную
теплозащиту с использованием тугоплавких неорганических материалов
("рефразил"), в то время как противоположная имела только
низкотемпературную теплоизоляцию из спрессованной фольги.
Проект "Rombus" [1, 4] разрабатывался фирмой "Lockheed" в
рамках программы создания перспективных сверхтяжелых носителей "Nova"
в 1963-1965 годах. В корпусе ракеты, имеющем форму усеченного конуса
длиной 29 и диаметром 24.4 м размещался подвесной сферический бак с
жидким кислородом диаметром 21 м, запасы топлива для маневрирования и
посадки, кольцевой секционный ЖРД с центральным телом - охлаждаемым
теплозащитным экраном. Полезная нагрузка - 454 т - размещалась на
верхнем торце корпуса, под коническим обтекателем. Вокруг корпуса
подвешивались 8 сбрасываемых цилиндрических баков с жидким водородом.
После отделения полезной нагрузки, дождавшись прохождения над заданным
районом, "Rombus" должен был сойти с орбиты и приводниться.
Rombus | SASSTO |
Pegasus | Itacus |
В это же время в Англии велись работы по
аналогичному проекту "Hyperion"[1,
3], который должен был доставлять 18.1 т полезной нагрузки на
20000 км со скоростью 27400 км/ч. Сферический бак водорода и торовый -
кислорода размещались в коническом корпусе диаметром 12 м, по
периметру основания которого - теплозащитного экрана в форме шарового
сегмента - располагалось большое количество камер сгорания секционного
маршевого двигателя. Грузопассажирский отcек цилиндрической формы имел
конический головной обтекатель. Длина корабля - 28 м. Старт корабля должен был производиться с ракетной тележки, разгонявшейся по эстакаде, посадка - на четыре телескопические опоры. |
RITA | Pegasus | Rombus | SASSTO | |
Мст,т | 515.28 | 1515.0 | 6350.0 | 98.0 |
Мпн,т | 19.0 | 90.8 | 454.0 | 3.68 |
Мтоп,т | 430.33 | 86.3 | ||
Мсух,т | 65.95 | 148.0`* | 6.7 | |
Мст/Мпн | 27.12 | 16.68 | 13.87 | 26.63 |
Мтоп/Мсух | 6.53 | 12.88 |
Использованы иллюстрации internet-энциклопедии
Марка Вэйда "Астронавтика"