Проекты МККВВП конца 50-х - начала 60-х годов.

     Проект RITA (Reusable Interplanetary Transport Approach)[5, 7], разрабатывавшийся фирмой Douglas в 1959-1960 гг., предполагал создание аппаратов RITA-A в форме усеченного конуса диаметром 12 и длиной 20 м, с атомным двигателем стартовой тягой 90 т, способного доставить на Луну 4.5 т полезной нагрузки, и RITA-B (длина - 35 м, диаметр - 22 м, стартовая тяга ЯРД - 340 т, полезная нагрузка на Луну - 11 т).
     В атмосферу Земли корабль должен был входить как головная часть МБР, т.е. как конус острием вперед.
     Проблемы управления аппаратом при входе в атмосферу и сохранения криогенных компонентов топлива были рассмотрены инженерами фирмы в работе [7] на примере корабля - развития RITA для полета на Марс. Предполагалось, что одноступенчатый КА в форме конуса с затупленным концом при длине 41.8 м и диаметре основания 26.2 м будет иметь радиус затупления 3 м и угол полураствора конуса - 15 град.
     Твердофазный ядерный ракетный двигатель тягой 680 т, с удельным импульсом 1000 с, должен был разгонять корабль стартовой массой 515.28 т (из них - 430.334 т жидкого водорода, 19 т полезной нагрузки) до скорости 18114 м/с.
     Аппарат был конструктивно - несимметричен: "лобовая" при входе в атмосферу сторона конуса имела многослойную теплозащиту с использованием тугоплавких неорганических материалов ("рефразил"), в то время как противоположная имела только низкотемпературную теплоизоляцию из спрессованной фольги.
     Проект "Rombus" [1, 4] разрабатывался фирмой "Lockheed" в рамках программы создания перспективных сверхтяжелых носителей "Nova" в 1963-1965 годах. В корпусе ракеты, имеющем форму усеченного конуса длиной 29 и диаметром 24.4 м размещался подвесной сферический бак с жидким кислородом диаметром 21 м, запасы топлива для маневрирования и посадки, кольцевой секционный ЖРД с центральным телом - охлаждаемым теплозащитным экраном. Полезная нагрузка - 454 т - размещалась на верхнем торце корпуса, под коническим обтекателем. Вокруг корпуса подвешивались 8 сбрасываемых цилиндрических баков с жидким водородом. После отделения полезной нагрузки, дождавшись прохождения над заданным районом, "Rombus" должен был сойти с орбиты и приводниться.
RombusSASSTO
     Проект SASSTO [1, 4] фирмы "Douglas" предусматривал создание многоразового одноступенчатого аппарата с вертикальным стартом и посадкой на базе ракетного блока "S-4" ракеты-носителя "Saturn-5" ("Saturn Application Single Stage to Orbit"). В отличии от базового изделия должны были использоваться подвесные сферический бак для водорода и торовый (наборный, из сферических секций) - для кислорода. Доставляться на околоземную орбиту и спускаться с нее должна была нагрузка, соответствующая КК "Geminy" (3680 кг.)
     Предполагалось, использовать такие корабли для дальних скоростных перевозок - так, например проект "Pegasus" [1, 2] предусматривал создание корабля, по схеме аналогичного "Rombus", способного доставить 33.3 т. платной нагрузки на расстояние 14100 км со скоростью 8450 м/с. 170 пассажиров должны были разместиться на четырех палубах отсека полезного груза цилиндрической формы, диаметром 10.1 и длиной (с обтекателем) 17.1 м. Предполагалось, что по крайней мере 4 внешних водородных бака из 8-и не будут сбрасываться, а сыграют роль стабилизаторов при входе в атмосферу.
PegasusItacus
     В варианте носителя "Pegasus" должен был заменить 2 первые ступени "Saturn-5", доставляя 90.8 т полезной нагрузки на круговую орбиту высотой 555 км.
     Известен и больший по масштабам проект "Itacus" - 1200 пассажиров.
     В это же время в Англии велись работы по аналогичному проекту "Hyperion"[1, 3], который должен был доставлять 18.1 т полезной нагрузки на 20000 км со скоростью 27400 км/ч. Сферический бак водорода и торовый - кислорода размещались в коническом корпусе диаметром 12 м, по периметру основания которого - теплозащитного экрана в форме шарового сегмента - располагалось большое количество камер сгорания секционного маршевого двигателя. Грузопассажирский отcек цилиндрической формы имел конический головной обтекатель. Длина корабля - 28 м.
     Старт корабля должен был производиться с ракетной тележки, разгонявшейся по эстакаде, посадка - на четыре телескопические опоры.

  RITA Pegasus Rombus SASSTO
Мст,т 515.28 1515.0 6350.0 98.0
Мпн,т 19.0 90.8 454.0 3.68
Мтоп,т 430.33     86.3
Мсух,т 65.95 148.0`*   6.7
Мст/Мпн 27.12 16.68 13.87 26.63
Мтоп/Мсух 6.53     12.88
`* - с топливом для посадки

Использованы иллюстрации internet-энциклопедии
Марка Вэйда "Астронавтика"

Главная