Проекты МККВВП,
представленные во время разработки
системы "Space Shuttle".

     BETA (Ballistisches Einstufiges Tragen-Aggregat) разработана западногерманской фирмой "Messerschmitt-Bolkow-Blohm" в 1970 году. При стартовой массе 145 т система должна была выводить на низкую околоземную орбиту 7 т полезного груза, а с дополнительной второй ступенью - 700 кг на геостационарную орбиту при старте с территории ФРГ.
     При входе в атмосферу скорость аппарата уменьшалась бы с 7750 до 70 м/с, после чего, на высоте 5000 м, должно было начаться торможение задросселированными маршевыми двигателями. "Центральное тело", на котором на взлете происходило "внешнее расширение", было спрофилировано так, что на наиболее теплонагруженных участках торможения сопла двигателей находились в аэродинамической тени - за скачком уплотнения.
     В отличии от предыдущих проектов водородный бак BETA был несущим, кислородный же напоминал бак SASSTO.
     Главным преимуществом подобной системы видилась ее маневренность - возможность стартовать с относительно-неподготовленных площадок, отсутствие зон отчуждения в местах падения отработанных блоков, возможность посадки через несколько витков в месте старта.
     США привлекли немцев к программе "Space Shuttle", от собственного корабля ФРГ тогда отказалась.

     SERV (Single-stage Earth-orbital Reusable Vehicle) разрабатывался в 1971-1974 году Космическим отделом корпорации Chrysler по заказу NASA, как прямой конкурент крылатой многоступенчатой системе в программе "Space Shuttle"[8].
     Аппарат представлял собой конус с углом полураствора у вершины 45 град., а у основания - 22 град. Полезная нагрузка - до 36 т на орбиту высотой 185 км и наклонением 55 град. - размещалась в цилиндрическом контейнере длиной 18.3 и диаметром 4.57 м(с загрузкой сверху) и впереди него, под обтекателем. Вокруг полезной нагрузки коаксильно размещались торовые несущие баки с жидкими водородом и кислородом, под кислородным баком - двигатели. Стартовая масса - 2479 т.
     Для полета к орбитальным станциям на высоких орбитах предполагалось использовать многоразовую дополнительную ступень, состоящую из ракетного блока, размещавшегося в грузовом отсеке, и врзвращаемого аппарата с несущим корпусом и горизонтальной посадкой на аэродром. Ракетный блок предполагалось возвращать на основной ступени SERVа.
     В качестве маршевого двигателя предполагалось применить секционный (16 секций) ЖРД типа "Аэроспайк", со стартовой тягой 3045.9 т и удельным импульсом 346.7-469.5 с. Внешняя, регулируемая стенка кольцевого сопла на участке входа в атмосферу обеспечивала бы защиту камер сгорания от набегающего потока.
     Вход в атмосферу должен был выполнялся аналогично СА "Apollo", с аэродинамическим качеством 0.3 (угол атаки -22 град), что дало бы перегрузку не более 3g. Мягкую посадку должны были обеспечивать 40 турбореактивных двигателей, тягой по 8.5 т каждый, что обеспечивало бы большую маневренность в момент посадки и возможность перелета между наземными площадками.
     Предполагалось применять переизлучающую теплозащиту.
     К моменту опубликования проекта (в 1974 г.) схема "Shuttle" была уже утверждена, кроме того Chrysler - все-таки автомобильная, а не аэрокосмическая фирма, видимо это тоже сыграло свою роль - SERV не был реализован.

Главная