|
Масса перевозимого НКК груза задается Заказчиком исходя из задач, решаемых кораблём. Для экспериментальных аппаратов, предназначенных для испытаний новых физических принципов полета Mгр – скорее всего – будет равен 0, тогда как для межпланетных лайнеров-снабженцев эта величина может достигать сотен и тысяч тонн.
К грузам, перевозимым на космических кораблях, предъявляются специфические требования. Как правило, это либо расходуемые материалы в различной упаковке (или в налив в танкерах), либо космические аппараты, доставляемые к месту работы.
Транспортировка контейнеров предъявляет минимальные требования к СОПГ: средства внутрикорабельного перемещения контейнеров и – при необходимости - бортовые погрузочно-разгрузочные устройства.
Транспортировка жидких компонентов требует наличия СОТР танков, систем транспортировки жидкостей в невесомости и соответствующей стыковочной арматуры, скорее всего - сменной.
Доставка к месту работы других КА требует наличия возможностей для их погрузки-выгрузки, внутрикорабельного доступа для предпускового осмотра и возможного обслуживания, контрольно-испытательной аппаратуры.
Большинство расходуемых материалов и транспортируемых "на внутренней подвеске" аппаратов изготавливаются и длительное время хранятся в атмосфере, чем определяется, в частности, допустимый при их хранении тепловой режим. Это требует создания соответствующих условий в грузовом отсеке (ГО). Следовательно, как правило, ГО должны быть герметичными и включенными в контур ОПО. Кроме того, в этом случае ГО можно будет использовать для транспортировки пассажиров (при небольшой длительности рейсов) и размещения эвакуируемых при спасательных операциях.
Погрузка-разгрузка в космическом пространстве или на планетах с непригодной для жизни атмосферой может производиться:
через стыковочный узел на другой техногенный объект;
через шлюзовые камеры;
через люки при разгерметизации грузового отсека. В последнем случае ГО оборудуется системой дегазации/дезинфекции/дезактивации.
Самым радикальным решением проблемы погрузочно-разгрузочных работ на КА станет использование телепортации (Телепортация – перемещение материальных тел, при котором невозможно зафиксировать наличие этого тела на трассе движения. Следует различать канальную и внеканальную телепортацию. В первом случае это перемещение материальных тел между двумя техническим устройствами – передатчиком и приемником, при которой – по современным представлениям - либо производится передача от передатчика к приемнику полной информации о материальном теле и его воссоздание в приемнике, либо локальное искривление пространственно-временного континуума устраняет расстояние между передатчиком и приемником. Можно представить случай, когда нужно только одно устройство, отправляющее материальное тело в выбранную точку пространства, или забирающее его оттуда. Внеканальная телепортация производится без использования передатчика и приемника, их функции выполняет прямое (например - биофизических процессов в центральной нервной системе мыслящего существа) взаимодействие с физическим полями Вселенной или пространственно-временным континуумом.). Как это будет выглядеть, блестяще показано в фильме "Star Treck" и в произведениях В.В. Головачева, однако реально пока экспериментально подтверждена возможность телепортации элементарных частиц, да и то, результаты имеют неоднозначную интерпретацию.
При использовании только негерметичных ГО («внешней подвески») НКК в значительной степени теряет свою универсальность, зато повышается эффективность специальных операций - например, доставка крупногабаритных или опасных грузов. Перевозка других грузов или пассажиров в этом случае требует применения специальных герметичных отсеков, либо оснащённых собственными СОЖ и СОТР, либо подключаемых на время полёта к соответствующим системам НКК (которые должны иметь соответствующий ресурс).
|
|