КОСМОНАВТИКА
Оcновы проектирвоания неракетных космических аппаратов

5.БОРТОВЫЕ СИСТЕМЫ НЕРАКЕТНЫХ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ.
5.12.ШАССИ.

 

     Возможность совершать многократные посадки на планеты земной группы и более мелкие, при сохранении способности к сверхдальним перелетам является характерной чертой и одним из главных достоинств НКК с полевыми П/МД тяговооружённостью, превышающей 1,2 (при А < 0,0849). Как отмечалось выше, самолетные взлёт и посадка на планеты, имеющие атмосферу, возможны и при меньшей тяговооружённости П/МД. Следовательно, шасси являются достаточно важной его частью, решающей две задачи: гашение остаточной вертикальной и горизонтальной скорости при посадке и обеспечение длительно хранения НКК на открытой площадке при воздействии ветровых нагрузок.
    Первая задача решалась шасси исторически, с момента их появления как части ЛА. В данном, однако, случае ситуация осложняется тем, что посадочная масса НКК мало отличается от взлётной и может достигать тысяч тонн. НКК с ПД, по всей видимости, смогут перемещаться в атмосфере со сколь угодно малыми скоростями, следовательно, необходимость уборки шасси не является острой (хотя возможность аварийного аэродинамического торможения нельзя исключать, и в этом случае шасси нужно убирать хотя бы в аэродинамическую тень), а расчётные нагрузки могут быть относительно невелики.
     Использование НКК самолётных режимов предполагает создание убирающихся шасси, позволяющих аппаратам массой в сотни (возможно, тысячи) тонн взлетать и садиться на твёрдые ВПП со скоростью около 250-300 км/ч. Для работы с сухопутных ВПП в этом случае целесообразно применение шасси на воздушной подушке. При дальнейшем росте массы КА, по-видимому, более целесообразно использовать для взлёта и посадки водную поверхность.
     "Ветровое" крепление НКК на стоянке может осуществляться якорями, которые могут и не быть частью шасси, однако возможно и размещение специальных заглубляемых элементов на опорах.
     Практика эксплуатации вертолетов, на которых часто применяется полозковое шасси, показала, что возникает необходимость транспортировки (буксировки) вертикально взлетающих ЛА по ВПП. В данном случае, однако, это вовсе не означает необходимости использования колесного или гусеничного шасси, так как предполагается, что НКК можно будет перемещать по площадке на тяге П/МД. В то же время, если окажется, что условия, возникающие при работе ПМД, будут исключать нахождение поблизости живых организмов, следует предусмотреть и такую возможность.

КОСМОНАВТИКА
Оcновы проектирвоания неракетных космических аппаратов
Сайт создан в системе uCoz