КАЗАНЦЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Александр ПЕТУХОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УФОЛОГИИ:
ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ ШКОЛЫ «СТАЛКЕР»

 

     Сам факт появления школы «Сталкер», как педагогической уфологической структуры в рамках государственного дополнительного образования был обусловлен двумя основными причинами:
     1. Необходимостью повышения уровня образования членов общероссийской научно-исследовательской организации «Космопоиск». Я считаю этот вопрос краеугольным. Необходимо понимать, что время безграмотных поисковиков с горящими от фанатизма глазами, проходит. Может таким поисковикам и кайфно бесцельно бродить по всяким странным местам, но научно-исследовательской организации нужны не фанатики, а грамотные исследователи, знающие, что и как делать.
     2. Вторая причина: необходимость повышения уфологической грамотности среди населения, особенно молодежи, и привлечения ее в ряды ОНИОО «Космопоиск». Специалисты, которые много лет занимаются исследованием уфологических феноменов на научном уровне, знают, что с каждым годом количество аномальных явлений увиденных огромным количеством людей неуклонно возрастает. Среди очевидцев разнообразных аномальных явлений большую часть занимают наблюдения молодежи, в т.ч. студентов и школьников. В силу естественного любопытства юные исследователи, не имея ни знаний, ни подготовки, стремятся все странное и непонятное с их точки зрения испытать в непосредственном контакте. Как показывает практика, такие контакты с неизвестным таят в себе достаточно серьезные опасности, как в психологическом, так и физическом плане. Однако до последнего времени необычные (аномальные) явления не попадали в сферу рассмотрения педагогики.
     В подавляющем большинстве молодежь в возрастной группе 13-18 лет, особенно проживающие в городах и поселках городского типа, плохо представляют себе походные условия, специфику проведения полевых исследовательских мероприятий. Именно для ознакомления слушателей с аномальными явлениями и методами их научного изучения был создана школа «Сталкер».
     Программа школы «Сталкер» предполагает обучение слушателей теоретическим и практическим навыкам проживания в полевых условиях, а так же ознакомление с проведением научно-исследовательских мероприятий по исследованию аномальных явлений в окружающей среде.
     Программа школы «Сталкер» так же призвана дать слушателям теоретические и практические навыки по поведению в различных экстремальных условиях (природные явления, опасности повседневной городской жизни, умение общаться и выходить их конфликтных ситуаций или экстремальных ситуаций, умение ориентироваться на местности, наблюдать, исследовать и идентифицировать различного рода аномальные явления).
     Новизна данной программы в рамках педагогики заключается в том, чтобы привить слушателям интерес к научно-исследовательской деятельности через изучение необычных (аномальных) явлений и совместить исследовательские навыки с умением жить и работать в полевых (природных) условиях. Семилетний опыт работы школы показал, что ее программа не только актуальна, но и конкурентоспособна среди существующих программ дополнительного образования. В настоящее время государственная уфологическая школа «Сталкер» является ЕДИНСТВЕННОЙ не только в Москве, но и в России. Результативность работы школы «Сталкер»: в период с 2001 по 2008 учебный год школу «Сталкер» окончило 264 человека, из которых 57 человек получили звания: «Турист России», а так же юношеские и взрослые разряды по спортивному туризму.
     Основные итоги работы школы можно охарактеризовать следующими показателями:
     2006 г. – программа школы «Сталкер» стала финалистом VII Московского городского конкурса авторских программ дополнительного образования детей;
     2007 г. – Школа «Сталкер» награждена грамотой Южного окружного управления образования Департамента образования города Москвы;
     2008 г. – Программа школы «Сталкер» заняла II место в окружном конкурсе «Педагог – внешкольник - 2008»;
     2008 г. – Программа школы «Сталкер» стала дипломантом Традиционного Открытого окружного конкурса туристско-краеведческих и экскурсионных проектов педагогов образовательных учреждений Южного округа;
     2008 г. – Школа «Сталкер» получила диплом I степени Московского городского профессионального конкурса «Педагог – внешкольник Москвы»;
     2008 г. – Школа «Сталкер» получила грамоту V-й межрегиональной научной экологической конференции школьников и студентов, посвященной всемирным дням воды и земли.
     2008 г. Программа школы «Сталкер» стала дипломантом – победителем VIII Московского городского конкурса авторских программ дополнительного образования.
     Этот перечень регалий я привел для того, чтобы показать, что уфология, аномалистика, исследование аномальных зон вполне могут конкурировать с такими типичными педагогическими направлениями, как всем известные, туризм, краеведение, карате, компьютеры и др.
     Мой бы доклад был бы не полным, если бы я обошел актуальность школы «Сталкер» непосредственно для различных групп объединения Космопоиск. К сожалению, далеко не все группы, особенно региональные, четко представляют себе специфику именно научного исследования аномальных объектов или явлений. За годы экспедиционных исследований мне лично неоднократно приходилось сталкиваться с незнанием начинающими исследователями основных правил подбора туристического, экспедиционного и исследовательского снаряжения. До сих пор встречаются «исследователи» не представляющие, что такое азимут. Понятно, что без знания таких элементарных вещей, эти ребята не в состоянии грамотно описать ни дорогу к лагерю, ни наблюдение НЛО. Для тех, кто был на Медведицкой гряде, будет понятно мое удивление, когда в 2001 году я попросил новичков собрать дрова для костра, а в ответ получил вопрос: «А где их взять?». Я уж не говорю о незнании многими региональными группами методических вопросов исследования аномальных зон, основных понятий науковедения и многих других. Именно незнание этих вопросов зачастую приводит к тому, что исследования тех или иных явлений часто подменяются ИГРОЙ В УЧЕНЫХ, основанной на подражательстве. Судите сами. Ученые ездят в экспедиции, и мы. Ученые фотографируют объекты поиска, и мы. Ученые у костра обсуждают проблемы и гипотезы – и мы. Ученые работают с приборами, И вот тут-то начинаются отличия… Многие поисковики даже не знают какие приборы существуют и для чего они нужны. Поэтому понятие «изучение» зачастую подменяется околонаучной эзотерической фразеологией типа «чувствование энергетики».
     Это касается недавнего солнечного затмения, то его «изучение» силами групп Космопоиска мне больше напоминает не исследовательскую акцию, а КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПСИХОЗ. Судите сами. Для исследования солнечной короны, влияния солнечного затмения на биологические системы, астрономы и биологи, имея в своем распоряжении соответствующие дорогие приборы, оборудование и другие ресурсы, вполне могут осуществлять вполне грамотные и корректные научные программы. А большинство членов Космопоиска, которые поехали в Новосибирск (кое-кто автостопом), решили просто ПОИГРАТЬ В УЧЕНЫХ. У большинства, кроме фотоаппаратов, никакого научного оборудования не было. И его трудно привезти в рюкзаках, перебрасываемых с одной машины на другую (особенно, если ехать автостопом). Со своими исследовательскими программами на затмение в Новосибирск приехало всего 2 чел из 18. БОЛЬШИНСТВО же ехало просто так. Конечно, людям нельзя и нельзя отказывать в желании увидеть достаточно редкое астрономическое явление. Но дело в другом. Туристы, например, едущие посмотреть красочное извержение вулкана не требуют, что бы их считали научными сотрудниками, вулканологами, а члены Космопоиска, приехавшие просто фотографировать затмение, потом будут считать себя членами НАУЧНОЙ экспедиции. УЛАВЛИВАЕТЕ РАЗНИЦУ?
     В своем докладе на майском съезде Космопоиска в 2007 году я приводил некоторые примеры безграмотного отношения некоторых региональных групп и к исследованиям и к отчетам.
     Например, группа из Северо-западного региона после посещения М-ской аномальной зоны в отчете пишет: «Самым оригинальным артефактом, обнаруженным нами там, был п/э пакет made in Тюмень с огромным запасом тушенки и сгущенки, невдалеке висели на веточке ольхи большие чистые шампуры и рядом на бревне - ископаемый огурец и плитка ириса».
     Группа с южного округа обильно сдобрила свой отчет такими словечками, как «протупил», «блин» или «Проехали на трамвайчике и встали», прямо, как в детском стишке «зайчики в трамвайчике» или «Анюта путем кинестетического анализа попыталась понять…». Опять непонятно, что за анализ, зачем он проводился.
     Представьте на минуту, что такой опус попадется на глаза профессиональному ученому. Если представили это, то догадайтесь - каково будет его мнение об уровне «научности» научно-исследовательского объединения!
     Но то, что у нас такие безграмотные кадры виноваты мы сами. Наша ошибка, на мой взгляд, заключается в том, что мы сделали очень легкий вход в Космопоиск. Ведь достаточно любому сказать «Я хочу к вам в объединение», как сразу принимается положительное решение. Почему-то мы очень редко ставим перед новичком вопросы: «А чем ты можешь быть полезен?», «Какие твои профессиональные качества?», «Докажи на практике, во время прохождения кандидатского стажа, что ты ДОСТОИН быть членом Космопоиска». Так ставить вопросы мы почему-то стесняется, а в результате получаем кадровый состав научного объединения не представляющий ни целей, ни задач объединения, не знающий что нужно искать. А не зная целей и задачи, мы исследуем ракетные шахты, занимаемся краеведением, археологией, военной историей, собираемся с умным видом для наблюдения затмений, искренне порой считая, что проводим значимую научную работу.

     Для ликвидации такой безграмотности, а так же для донесения до членов Космопоиска основных поисковых задач, концепций, целей и устремлений объединения в 2007-08 гг. я провел семинары в Твери и Петербурге. Планирую эту работу продолжать (если будут заявки от групп).
     Но для того, чтобы работа школы «Сталкер» была эффективной, школе необходимо менять свой статус, т.е. я говорю о ее переходе с окружного уровня на городской. Находясь в рамках дополнительного образования, в школе формально может обучаться молодежь до 18 лет. Находясь в таком статусе очень сложно привлекать в школу студентов. Поэтому, на мой взгляд, школа должна находиться не в рамках школьного, а высшего образования, где возрастной предел слушателей ограничивается возрастом 27 лет. Если эту задачу решить, то работа школы обещает быть намного эффективней, т.к. позволит резко увеличить охват слушателей за счет студентов московских ВУЗов, а в Космопоиске будет больше специалистов.

Казанцевские чтения
Сайт создан в системе uCoz