КАЗАНЦЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Олег СТОЛЯРОВ
кфн., доцент МГОУ, поэт,
член Союза писателей Москвы,
Первый вице-президент РОИПА

ЗВЕЗДНЫЕ СТРОКИ: ПОЭЗИЯ РУССКИХ ФАНТАСТОВ

 

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

     Всем знакомы эти волшебные строки! – В них поэт создает неповторимый, таинственный, мистический мир, сотворяет собственную мифологическую Вселенную… "Творчество – детская модель Вселенной", – было его жизненным кредо. В этом утверждении поэта заключена многовековая мудрость, поскольку именно из творчества вырастают реальные миры, с которыми мы ежедневно соприкасаемся. В этих мирах постоянно фантастика переплетается с будничной, а подчас и совсем бесцветной, прозой жизни. Яркое подтверждение тому мы находим в произведениях того же автора. Возьмем, к примеру, повесть "Апеллесова черта".
     Вдохновенный, феерический рассказ о любви, искусно вплетенный в эвереттическую структуру самого произведения, создает мистическую атмосферу сопричастности к чему-то сакральному, сокровенному. Захватывающий ритм нагнетает и формирует состояние напряженного ожидания, тревожного предчувствия значимого, знакового события, которое не только изменит все вокруг, но изменит и всех вокруг. Получается: миры, создаваемые поэтом, органично вырастают друг из друга, дублируются и одновременно взаимно трансформируются. Они изменяются у нас на глазах, точно так же, как изменяются сами персонажи.
     Эту переменчивость, гибкость жанру отечественной фантастики сообщила поэзия. Если мы внимательно вчитаемся в биографии отечественных писателей фантастов, то с удивлением обнаружим странное – на первый взгляд – совпадение: практически все они писали стихи. Среди писателей-фантастов, писавших стихи, кроме тех, которые к тому же являлись профессиональными поэтами – В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб, Н.С. Гумилев, В. Хлебников, В.В. Маяковский, А.Н. Толстой, В. Шефнер (о них речь впереди – О.С.), мы можем назвать К.Э. Циолковского, А.В. Обручева, А.С. Грина, А.Р. Беляева.
     Великий русский ученый и мечтатель Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) родился в селе Ижевском. У него, как всем известно, была очень непростая, драматичная жизнь. Несмотря на это – он много писал, в том числе и стихи. В 1893 вышла его первая фантастическая повесть "На Луне". Но гораздо больший интерес для исследователей отечественной фантастики представляет не она, а иная вещица Циолковского - о полете на иные планеты "Вне Земли", вышедшая в 1918 году в журнале "Природа и люди". Стихотворные тексты Циолковского хранятся в его музее и архивах – их еще предстоит серьезно изучить и прокомментировать, но жизнь самого Циолковского вдохновила многих поэтов. Его образ запечатлели в отечественной поэзии многие поэты, но, пожалуй, самыми яркими строками о нем были и остаются крылатые строки Е. Евтушенко:
    Я ненавижу смерть,
     как Циолковский,
     который рвался в космос
     потому,
     что заселить хотел он
     целый космос
     людьми, бессмертьем
     равными ему!..
     Широко известно, что Е. Евтушенко блистательно сыграл роль Циолковского в фильме С. Кулиша "Взлет". После завершения съемок фильма поэт признался: "Циолковский - огромной силы философ. Причем философ-оптимист. Он верил и указывал человечеству дорогу в будущее. Он сделал что-то такое большое для этого будущего, что человечество до сих пор еще не до конца осознало". Подобное свидетельство очень важно в наше время…
     Следующий классик отечественной фантастики, писавший стихи – Владимир Афанасьевич Обручев (1863-1956). Знаменитый геолог, академик, Герой Социалистического Труда, исследователь Сибири, Центральной и Средней Азии Владимир Афанасьевич Обручев родился в селе Клепенино Ржевского уезда. Всемирно признаны научные заслуги академика В.А. Обручева: он открыл ряд хребтов в горах Няньшань, хребты Дуарский и Борщовочный, исследовал нагорье Бэйшань. Его именем названы многие географические объекты - горный хребет в Туве, ряд гор, оазис в Антарктиде, минеральный источник. Существует и минерал обручевит. В 1881 году он поступил учиться в Горный институт в Петербурге. Именно здесь им были написаны первые стихи, в газете "Сын Отечества" был опубликован рассказ Обручева. Но и став ученым, Владимир Афанасьевич продолжал заниматься литературой. И его совершенно справедливо называют писателем, его имя внесено в литературные энциклопедии и справочники. Обручевым написаны 17 художественных произведений, самые известные из них – "Земля Санникова", "Плутония", "Золотоискатели в пустыне" издавались и издаются до сих пор.
     Идея "Плутонии" (1924) появилась у Обручева после прочтения "Путешествия к центру Земли" ("Voyage au centre de la Terre", 1864) Жюль Верна. Книга Жюль Верна превосходна! Но в ее основе несуразные гипотезы с точки зрения науки. Согласно официальной версии Владимир Афанасьевич решает написать подобную же книгу, но без вольных допущений. Однако, мало кому известно, что Обручев, впрочем, как и многие российские авторы того времени, всего лишь использовал чужие наработки. В свое время, помимо Жюль Верна, ему в руки попала достаточно наивная книга, во многом безграмотная как с точки зрения географии, так и палеонтологии, а именно роман поляка Э. Маевского "Профессор Допотопнов", изданная в Санкт-Петербурге в 1900 году; ее сюжет во многом повторяет перипетии романа "Плутония".
     Герои "Плутонии" - шесть исследователей - проникают внутрь Земли сквозь огромное отверстие, расположенное далеко на севере, среди льдов Антарктики. В ином краю светит крохотное солнце, его путешественники называют Плутоном, а весь подземный мир - Плутонией. Роман написан в форме путевого дневника. Сам автор не верил в гипотезу о пустой Земле.
     Второй его фантастический роман "Земля Санникова" (1926) основан на гипотезе, которая представлялась Обручеву реальной. Тогда многие спорили, что узрел в 1811 году Яков Санников в Ледовитом океане, землю или плавающий остров? Речь идет об исчезающих полярных островах (ученые пришли к выводу, что они состоят из ископаемого льда, чуть прикрытого песком). Горюнов - главный герой - вместе с несколькими спутниками попадает на этот оазис среди льдов, где живет племя свободных онкилонов, чьи древние враги - первобытные люди - вампу. Онкилоны тепло встретили экспедицию и поселили их у себя. Все было в порядке, пока одно из землетрясений не нарушило естественные подземные ходы, по которым шло тепло из глубин. Тогда онкилоны начали воспринимать белых людей как зло. Подземные катаклизмы уничтожили землю Санникова, но экспедиция сумела спастись, доставив материалы о ней в Петербург профессору Шенку. По сути, гибель "Земли Санникова" в какой-то степени можно воспринимать, как модель реконструкции гибели Атлантиды.
     "Плутония" и "Земля Санникова" не единственные научно-фантастические произведения В.А. Обручева. Он написал повесть "Путешествие в прошлое и будущее" (1961), которой хотел продолжить "Машину времени" Г. Уэллса, а так же повесть "Полет по планетам" (1950), основанную на работах Циолковского.
     Выдающийся славист Вольфганг Казак совершенно справедливо говорил о творчестве А.С. Грина: "Его реальность включает в себя не постижимые логикой силы, проявляющиеся в сказке и во сне, в одушевлённости природы и предметов. Его вера в доброту человека основана на внутренней силе".
     А.С. Грин родился 23 августа (по старому стилю - 11 августа) 1880 года в Слободском, уездном городке Вятской губернии, в семье "вечного поселенца" - ссыльного поляка-повстанца, сосланного 16-летним юношей в Сибирь за участие в Польском восстании 1863 и служащего конторщиком на пивоваренном заводе. Мать - русская; умерла, когда Грину было 13 лет. Вскоре после рождения сына семья Гриневских переехала в Вятку. "Я не знал нормального детства, - писал Грин в своей "Автобиографической повести", - меня в минуты раздражения, за своевольство и неудачное учение, звали "свинопасом", "золоторотцем", прочили мне жизнь, полную пресмыкания у людей удачливых, преуспевающих". Объясняя происхождение своего литературного псевдонима, Грин говорил, что "Грин!" - так коротко окликали ребята Гриневского в школе, а "Грин-блин" - была одна из его детских кличек.
     Среди произведений А. Грина - стихотворения, поэмы, сатирические миниатюры, басни, очерки, новеллы, рассказы, повести, романы: "Случай" (1907, рассказ), "Апельсины" (1908, рассказ), "Остров Рено" (1909, рассказ), "Колония Ланфиер" (1910, рассказ), "Зимняя сказка" (1912, рассказ), "Четвертый за всех" (1912, рассказ), "Проходной двор" (1912, рассказ), "Зурбаганский стрелок" (1913, рассказ), "Капитан Дюк" (1915, рассказ), "Алые паруса" (1916, опубликована 1923, повесть-феерия), "Пешком на революцию" (1917, очерк), "Восстание", "Рождение грома", "Маятник души", "Корабли в Лиссе" (1918, опубликован 1922, рассказ), "Крысолов" (опубликован 1924, рассказ на тему послереволюционного Петрограда), "Сердце пустыни" (1923), "Блистающий мир" (1923, опубликован 1924, роман), "Фанданго" (опубликован 1927, рассказ на тему послереволюционного Петрограда), "Бегущая по волнам" (1928, роман), "Ветка омелы" (1929, рассказ), "Зеленая лампа" (1930, рассказ), "Дорога никуда" (1930, роман), "Автобиографическая повесть" (1931).
     Говоря о стихотворениях А.С. Грина, хочется подробно остановиться на таких стихотворениях, как Единственный друг (опубликовано в 1968 г., при жизни автора не публиковалось), Первый снег , Военный летчик , Снопы , Работа , Спор, Дайте
     Как следует из контекста приведенных стихотворений – они очень живо и точно воссоздают те события первой четверти ХХ в., современником и непосредственным участником которых был сам А.С. Грин. Знакомясь с ними, мы понимаем откуда в его прозаических произведениях возник такой поэтичный и возвышенный стиль. Действительно, его истоком является поэтическое творчество писателя.
     Не обошло увлечение поэзией и другого классика отечественной фантастики – А.Р. Беляева. Александр Романович Беляев (1884-1942) родился в Смоленске в семье священника. В 1901 закончил духовную семинарию, поступил в Демидовский лицей. После смерти отца ему пришлось искать хоть какие-то заработки, чтобы оплачивать обучение. Давал уроки, рисовал декорации для театра, играл в цирковом оркестре на скрипке. В детстве, неудачно прыгнув с крыши, получил серьезную травму позвоночника. Со временем травма привела к костному туберкулезу. Бывали времена, когда Беляев годами был прикован к постели. Подниматься на ноги помогал ортопедический корсет. Как раз, в это время и пришло увлечение поэзией. Будучи тяжелобольным, чтобы не сдаться, не уступить болезни, А.Р. Беляев начал писать стихи.
     Литературная судьба писателя складывалась точно также противоречиво и подчас неровно, как и литературная судьба А.С. Грина. В нескольких номерах газеты "Гудок" в 1925 году вышла его первая повесть "Голова профессора Доуэля". Отдельной книгой повесть опубликовало через год издательство "Земля и Фабрика". Затем появился журнальный вариант повести "Остров погибших кораблей" (1926). Отзывы в прессе были противоречивы. Кому-то его творчество нравилось, иных - отталкивало. В частности критик И. Злобный указывал, что подобная беспочвенная фантастика никому не нужна; более того, она вредна и уводит молодежь "из текущей действительности в новые, не похожие на окружающее миры". Впоследствии из-под пера Беляева вышло еще очень много замечательных книг. Это и "Человек-амфибия" (1928), и "Подводные земледельцы" (1930), и "Земля горит" (1931), и "Прыжок в ничто" (1933), и, конечно же, "Последний человек из Атлантиды" т. д.
     Повышенное внимание к поэзии и проба пера в этом жанре для отечественных фантастов были далеко не случайны. Как уже указывалось - выше жанр поэзии способствовал развитию и последующему процветанию жанра фантастики. Развитием жанра отечественной фантастики серьезно занимались многие поэты начала и первой половины ХХ в., но пальма первенства в этом начинании по полному праву принадлежит В.Я. Брюсову. Показательными стихами в этом плане являются – "Сын Земли" (1913), "Предвещание"(1913), "Детские упования"(1914) – из поэтического цикла "Сын Земли", вошедшего в поэтическую книгу "Семь цветов радуги" (1912 – 1915).
     В стихотворении Сын Земли поэт напрямую обращается к представителям неземных цивилизаций (и это за столько лет до появления проблемы НЛО! – О.С.).
     В стихотворении Предвещание (1913) поэт безжалостно разворачивает перед нами апокалиптическую панораму. Не та ли перед нами картинка, которую мы сейчас встречаем чуть ли не в каждом научно-фантастическом повествовании, посвященном последним часам и секундам существования нашей планеты?
     Федор Кузьмич Сологуб (псевдоним, настоящая фамилия — Тетерников; 1863—1927) — поэт и прозаик. Стихи начал печатать с 1884 г. В 1892 г. он вошел в литературный кружок "старших" символистов (Д. Мережковский, 3. Гиппиус, А. Добролюбов и др.) и стал одним из участников журнала "Северный вестник". В основе поэзии Сологуба — ощущение жизни, отравленной ежечасным ожиданием смерти, погружение в безотрадные потемки человеческого духа, состояние отчаянной усталости и "бессмысленных томлений". В образах, изощренно спутывающих явь и сновидение, быль и фантастическую грезу, легенду, Сологуб "уличает" земную жизнь в обманах, неизбывном зле, скрывающемся под множеством личин, всюду видит неустранимую вражду между хаосом чувств и "печальным" сознанием человека. На революцию 1905 г. Сологуб откликнулся рядом стихотворений, окрашенных симпатиями к ней. Однако поражение революции усилило упадочную настроенность, индивидуалистическую замкнутость и антиобщественные мотивы его творчества. Октябрьский переворот 1917 г Ф. Сологуб встретил холодно и отчужденно. В последние годы жизни активно занимался переводами. Из стихотворений Ф.К. Сологуба, посвященных интересующей нас тематике, следует выделить "Звезда Маир сияет надо мною"(1898) и "На Ойле далекой и прекрасной" (1898), включенные поэтом в одноименный стихотворный цикл, "Звезда Маир" (1898-1901), состоящий из 6 стихотворений, который был впервые опубликован в Третей книге стихов (1904). Стихотворения цикла написаны в сентябре 1898 года, за исключением шестого, - оно написано 10 января 1901 г. Позже было написано ещё одно, близкое к циклу, но не включённое в него, стихотворение "Когда звенят согласные напевы..." (1902). Ощущение бытия как непреходящего страдания, острое, гнетущее подозрение, что смерть - это всего лишь уход неизвестно куда, заставляет содрогающуюся от ужаса душу противопоставить этой "безлепице" "творимую легенду", иные миры, куда душа попадает после смерти. Об этом - цикл "Звезда Маир".
     Назовем в настоящем списке и главу акмеистов Николая Степановича Гумилева (1886-1921), родившегося в Кронштадте. Гумилев много путешествовал. Был в Европе и даже в Африке. Воевал во время Первой мировой войны в уланском полку - вначале в качестве вольноопределяющегося, затем – офицера, и заслужил за храбрость два Георгиевских креста. Первая литературная публикация - стихотворение "Тифлисский листок" (1902). В 1905 появился сборник стихов "Путь конквистадоров".
     Но не только поэзия автора ценна для развития литературы вообще и фантастики в частности. Фактически Гумилев - предшественник современных авторов героической фэнтези. В таких рассказах, как "Принцесса Зара" (1908), "Лесной дьявол" (1911) и особенно "Черный дик" (1908) о демоне в человечьем обличье чувствуется нечто общее с произведениями Роберта Говарда, человека, создавшего сагу "Конан" (Conan). Но поэзия Н.С. Гумилева – является семантическим ключом к его фантастическим произведениям в прозе, поскольку она предвосхищает их.
     Еще одно любопытное наблюдение. Если Ф.М. Достоевский впервые в своей повести "Сон смешного человека" показал параллельные миры, открытые в 50-ые гг. ХХ в. американским физиком Хью Эвереттом, то Н.С. Гумилев, возможно, сам того не осознавая, продолжил эту тему в стихотворении "Стокгольм", что следует из заключительной строфы:
     И понял, что я заблудился навеки
     В слепых переходах пространств и времен,
     А где-то струятся родимые реки,
     К которым мне путь навсегда запрещен.
     Позднейший период творчества Н.С. Гумилева характерен, прежде всего, тем, что у него появляются такие мощные, хрестоматийные, антологичные стихи, как "На далекой звезде Венере" (1921) и "Заблудившийся трамвай" (1921).
     Баллада "Заблудившийся трамвай" - до сих пор остается самым загадочным и мистическим стихотворением русской поэзии ХХ в. Надо отдать справедливость тому, что оно в какой-то степени послужило предтечей фильмов – ужасов А. Хичкока и С. Книга.
     Будет естественном в этом ряду назвать другого крупнейшего русского поэта начала ХХ в. – Председателя Земшара Велимира Хлебникова.
     В отличие от символистов В.Я. Брюсова и Ф.К. Сологуба, акмеиста Н.С. Гумилева – футурист В. Хлебников создает свой мир, совершенно непохожий ни какие другие миры, лишенный привычной интеллектуальной игры символов и знаков. Этот мир – смелый эксперимент поэта, мыслителя, астронома и математика, каковым был Председатель Земшара. Наиболее показательны в контексте нашего разговора такие хлебниковские стихотворения, как "Мы желаем звездам тыкать"(1910), "Числа"(1912), "Годы, люди и народы"(1915). Начальные строки стихотворения "Мы желаем звездам тыкать"(1910) звучат, как настоящий поэтический манифест:
     Мы желаем звездам тыкать,
     Мы устали звездам выкать,
     Мы узнали сладость рыкать.
     Стихотворение "Числа"(1912) напротив лишено всяческой лозунговой эпатажности приведенных выше строк – оно является плодом философского погружения поэта в себя, результатом процесса творческого самопознания:
     Я засматриваюсь в вас, о числа,
     И вы мне видитесь одетыми в звери, в их шкурах,
     Рукой опирающимися на вырванные дубы.
     Вы даруете единство между змееобразным
     движением
     Хребта вселенной и пляской коромысла,
     Вы позволяете понимать века, как быстрого
     хохота зубы.
     Мои сейчас вещеобразно разверзлися зеницы
     Узнать, что будет Я, когда делимое его – единица.
     Замечательно само по себе и стихотворение "Годы, люди и народы"(1915). Совершенно неожиданная, потрясающая картина (в чем-то продолжающая ломоносовскую – "Открылась бездна звезд полна…" – О.С.):
     Годы, люди и народы
     Убегают навсегда,
     Как текучая вода.
     В гибком зеркале природы
     Звезды – невод, рыбы – мы,
     Боги – призраки у тьмы.
     Не случайно, что линию, начатую В. Хлебниковым, продолжает один из ближайших его друзей и единомышленников В.В. Маяковский. Действительно, практически все стихи поэта до октябрьского периода 1917 г. – носят характер фантасмагорий. Взять, к примеру, поэмы "Облако в штанах" (1915), "Человек" (1916-17) с их образной структурой, метафорическим рядом и мы поймем – Маяковский по полному праву вошел в круг поэтов-фантастов…
     Другой, о ком нельзя тут не вспомнить, это граф Алексей Николаевич Толстой (1882-1945). Родился на хуторе Сосновка в Самарской губернии, учился в Санкт-Петербурге на инженера-технолога, в 1901 году оставил учебу и посвятил себя литературе. В 1919 году эмигрировал в Германию, вернулся в Россию в 1923. Известность получил благодаря двум значительным научно-фантастическим романам - написанной еще в эмиграции "Аэлитой" (1922-1923), в котором тема межпланетного полета дается в сочетании с социально-политическими проблемами, и "Гиперболоид инженера Гарина" (1925-26; фрагм. 1927 - "Гарин-диктатор"; 1933; испр. 1939). Оба произведения неоднократно переиздавались и были экранизированы. "Аэлита" явно навеяна марсианской серией Эдгара Берроуза, хотя существуют и принципиальные различия. Если у Берроуза героика преобладает, то у Толстого - социология. Сюжет "Аэлиты": инженер-изобретатель Лось и красноармеец Гусев летят на Марс, чтобы попытать там удачу: первый - в любви к прекрасной принцессе, второй - в экспорте революции; но оба - безуспешно. Символ неземной любви оказался особенно созвучен молодому читателю 1960-1980-х гг.; именем марсианской принцессы назывались малые планеты и молодежные кафе; это имя принадлежит и первой советской премии НФ, присуждаемой с 1981 года. В отличие от "Аэлиты" остросюжетный "Гиперболоид инженера Гарина" принадлежит определенной литературной традиции, уже вполне сложившейся к тому времени, - так называемому "красному Пинкертону". Герой романа - изобретатель Гарин - с помощью прибора, обеспечивающего концентрацию теплового луча, пробивается к неиссякаемым запасам золота в земной коре, привлекает на свою сторону американского финансового воротилу и, грозя миру экономической катастрофой, становится диктатором; однако его властолюбивые амбиции вовремя остановлены советским чекистом Шельгой, поднявшим восстание рабочих.
     У историков русской литературы ХХ века сложилось вполне оправданное мнение, что в отличие от А.Н. Толстого-прозаика А.Н. Толстой-поэт выглядит достаточно блекло. Но, принимая во внимание, что А.Н. Толстой вошел в литературу, как поэт и данный факт потом оказал свое влияние на его формирование, как художника, упомянуть о нем, как о поэте просто необходимо. В основном это стихи этнографическо-народной направленности. Здесь приведены наиболее показательные в этом плане стихотворения А.Н. Толстого: "Купальские игрища" , "Осеннее золото" , "Заморозки" , "Талисман" .
     Известный поэт и прозаик Вадим Шефнер (1914 – 2002) родился 30 декабря 1914 года (12 января 1915 по новому стилю) в Петрограде. С 1936 года поэт начал регулярно печататься в газетах, а с 1938 года его стихи стали появляться и на страницах толстых журналов. В 1939 году Шефнер был принят в Союз писателей. В начале 1940 года вышла первая его книга стихотворений "Светлый берег". Первое прозаическое произведение - повесть "Облака над дорогой" была издана в 1957 году. Шефнер автор фантастических повестей "Девушка у обрыва" (1965), "Дворец на троих" (1968), "Запоздалый стрелок или Крылья провинциала" (1967), романа "Лачуга должника" (1981), впоследствии объединенные в неоднократно переиздаваемый сборник "Сказки для умных". Хотелось бы выделить два стихотворения В. Шефнера "Зеркало" (1942) и "Фантастика" (1969).
     "Зеркало" (1942) может считаться одним из литературных поэтических праобразов одноименного фильма Андрея Тарковского. По сути – схожий образный ряд и стихотворение, и фильм сближает обнаженный, нервный ритм. И стихотворение, и фильм представляют развернутую во времени метафору.
     Стихотворение "Фантастика" (1969) отражает то повальное увлечение этим литературным жанром, пик которого наша страна переживала в 60-70-ые гг. ХХ в.
     Из проведенного краткого анализа становится ясно, какую важную роль сыграла отечественная поэзия в формировании литературного жанра фантастики.

Казанцевские чтения
Сайт создан в системе uCoz