Сергей АЛЕКСАНДРОВ

УТРАЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

    Поздним вечером 12 августа 2000 г. на связь не вышла ударная атомная подводная лодка К-141 "Курск" (проект 949А "Антей"). В 4 часа 30 минут следующих суток ракетоносец был обнаружен лежащим на дне, на глубине 108 м, в точке с координаами 69о 40` северной широты и 37о 35` восточной долготы.

    ЧТО МЫ ПОТЕРЯЛИ. Первой реакцией был (и пока остается) шок тех, кто знает, ЧТО представляет собой корабль этого проекта...
    Последние полвека главной целью советских (и российских) боевых кораблей были и остаюся авианосцы потенциального противника, и эту ситуацию мало изменило размещение на атомных подводных лодках баллистических ракет. Авианосец же (вместе с кораблями эскорта) надежно прикрыт противовоздушной и противолодочной обороной, дальний рубеж которой проходит примерно в 300 км от него. Так как проломиться сквозь "стенки" этого "стакана", поразив неплохо бронированную цель? Главным средством наши военные моряки с середины 1950-х гг. считают противокорабельные крылатые ракеты (ПКР).
    Но размеры самолета-снаряда, способного прорваться сквозь ПВО авианосного соединения (для чего разгоняющегося до 3 Махов, оснащенного комплексом постановки помех и защищенного броней!) и доставить к цели боеголовку массой в несколько сотен кг, получаются более чем внушительными (сравнимы с баллистическим ракетами средней дальности). И на лодке их должно быть много, для гарантированного поражения цели несмотря на любое противодействие.
    Предшественниками "батонов" (так, за характерную форму легкого корпуса, прозвали 949-е в нашем флоте) были подводные ракетоносцы 661-го и 670-го проектов (соответственно, 7000 и 5500 т подводного водоизмещения, 10 и 8 ПКР "Аметист" или "Малахит"). Необходимость установки 24 ракет 3-го поколения (втрое большей дальности и скорости) "Гранит" вызвала и более чем трехкратный рост водоизмещения. Старт из наклонного (45о) контейнера обусловил однозначность размещения ракет - по бокам, между цилиндрическим внутренним прочным и сплюснутым внешним легким корпусами.
    Как ни мало мы - пока - знаем об истории нашего атомного подводного кораблестроения, уже можно делать некоторые выводы об особенностях конструкторских школ разных КБ. Морское бюро машиностроения "Малахит", например, всегда решительно идет на применение всех возможных новшеств ради выдающихся качеств своих лодок. Иное дело - Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин": носители ядерного оружия должны быть абсолютно надежны, отсюда - торжество здорового консерватизма. Колоссальные размеры "проекта 949" позволили воплотить в нем весь "рубиновский" опыт создания стратегических подводных крейсеров.
    Так, эшелонированно, в двух отсеках - 7-м и 8-м (счет с носа) - по примеру стратегических ракетоносцев пр.667 разместили турбины. 3-й и 4-й отсеки отвели под жилые помещения (правда, там же поставили и аппаратуру связи). Другие отсеки: 1-й - торпедный, 2-й - центральный пост, посты гидроакустики и управления оружием, 5-й, появившийся на пр.949А 5-бис, и 9-й - вспомогательные механизмы, электрооборудование.
    Плоский, напоминающий трилобита, легкий корпус не выглят идеально обтекаемым, и тем не менее его можно считать шедевром гидродинамики. Форма кормовой части, заметно влияющая на скоростные и акустические характеристики, сделана такой же, как на самой быстрой в мире лодке пр.661, винты - 7-лопастные, малошумные.
    В результате 154-метровые ракетные крейсеры подводным водоизмещением более 20000 т (из которых более 30% - составляет вода в балластных цисцернах) могут идти на глубине до 500 м со скоросью 33 уз. (61,5 км/ч), и 24-мя тяжелыми крылатыми ракетами "Гранит", использующими спутниковое целеуказание, способны разметать американскую авианосную ударную группу. По западным данным, "Антей" ("их" название - "Oscar II") выдержит попадание до трех западных противолодочных торпед... При всем этом, акустическая скрытность машин не уступает субмаринам потенциального противника: "батоны" не раз в последние годы доставляли много неприятных часов авианосным соединениям США, без труда играя c "хозяевами океанов" в кошки-мышки.
    Вот только данные Федерации американских ученых: в 1994 г. лодка этого класса появлялась у восточного побережья США; в июле 1997 г. "Антей" "висел на хвосте" американского авиносного соединения у штата Вашингтон; в феврале 1999 г. 949А ослеживал маневры флота НАТО у Норвегии; в середине того же года, после 10-ленего перерыва, "Oscar" Северного флота появился в Средиземном море; в начале сентября 1999 г. "батон" оборвал сеть испанского траулера в 27 милях от побережья провинции Кадис; через месяц тихоокеанский "Антей" неделю "пас" авианосец "Джон Стеннис" и десантный корабль "Эссекс" у Гавайских островов... Причем, по мнению военно-морских аналитиков США, ракетоносцы обнаруживались только тогда, когда сами "подставлялись", дразня западные противолодочные силы...
    11 атомных подводных ракетных крейсеров пр.949А были и остаются основой боевой мощи нашего флота. Но теперь их только 10.

Главная 1 2 3 4 5 6 7 8