НОСИТЕЛИ. Маневренность спасательных подводных снарядов достигается дорогой ценой: 3-4 узлов и 8-10 часов автономности совершенно недостаточно для океанской "скорой помощи". "Бестер", DSRV и LR5 можно доставить в ближайший порт самолетом, но дальше в дело все равно вступает судно-носитель подводных аппаратов и водолазного снаряжения...
    Ну, а рассказ о носителях спасательного оборудования начну с... пространной цитаты из статьи капитана дальнего плавания В.С.Шитарева из "ТМ", N11 за 1986 г., посвященной гражданскому водолазному судну "Спрут", принадлежавшему тресту "Арктикморнефтегазразведка":
    "Оно предназначено для обеспечения подводных работ у буровых - оборудования устья скважин, укладки на дне трубопроводов и других операций, выполняемых водолазами. Вот только работать им приходится на изрядной (до 300 м) глубине... Неудивительно, что меня прежде всего заинтересовала водолазная станция...
    На "Спруте" две барокамеры, одна на 4, другая на 6 человек... Из них можно перейти в водолазный колокол, где тесновато, но места для трех водолазов хватает. В походном положении колокол крепится над вертикальной шахтой, пронизывающей "Спрут" от главной палубы до днища. По ней он и спускается в море, причем в свежую погоду волны не коснуться стен колокола...
    Кроме того, "Спрут" оснащен двумя аппаратами, рассчитанными на трехсотметровую глубину."

    А советский ВМФ в 80-е гг. получил два уникальных океанских спасателя пр.537 ("Эльбрус" и "Алагез"), на которых базировались по четыре обитаемых ПА разных типов и гусеничный подводный робот МТК-200, а также водолазный комплекс для работы на глубинах до 250 м. Все это великолепие действовало на волнении до 5 баллов. А в целом с 1959 г. на флот поступило не менее двух с половиной десятков судов, обеспечивающих подводные работы на глубинах более 200 м.
    Однако надводные суда-носители имеют неустранимый недостаток, связанный именно с их надводностью - они подвержены всем капризам погоды. Естественно, они малоприменимы и во льдах, а подледным операциям боевых субмарин придается все возрастающее значение. Наконец, в боевых условиях действия надводных кораблей в районе аварии можгут оказаться просто невозможными.
    Словом, с очень давних пор моряки мечтают о спасательной подводной лодке. Так, еще в 30-х гг. предполагалось переоборудовать для этих целей ПЛ типа "Барс". Но крупномасштабные работы по этой теме начались в конце 1950-х гг.
    Так, в 1962 г. проводились испытания экспериментальной спасательной подводной лодки проекта 666 (морякам и Судпрому была чужда апокалиптическая символика). В их ходе, впервые в мировой практике, управляемый подводный снаряд УПС произведел расстыковку и стыковку в подводном положении, и с одной субмарины на другую был доставлен капитан-лейтенант А.И.Никитинский. Кроме того, на 666-й испытывался и барокомплекс, в который акванавты могли провести спасаемых моряков "по мокрому" - в водолазном снаряжении.
    По результатам этих экспериментов на основе весьма примитивного трехместного однокорпусного УПС в Горьком разработали и выпустили серию вышеописанных СПС-1837, а развитием 666-й стали две лодки проекта 940 "Ленок", первая из которых была спущена на воду 7 сентября 1975 г.
    Она достаточно большая (подводным водоизмещением более 5000 т) дизель-электрическая. Внешне наиболее заметное ее отличие от "сестер" - два СПСа в нишах развитой надстройки, на комингс-площадках стыковочных люков, но самое интересное, конечно, внутри. На средней палубе 4-го отсека размещался барокомплекс, состоящий из блока проточно-декомпрессионных камер, отсека длительного пребывания и шлюзовой камеры (соединенной как с забортным пространством, так и с передним стыковочным узлом). Одновременно он мог принять до 50 подводников, спасаемых с затонувшей лодки "мокрым" способом.
    Кроме того, 940-е имели водометы для лагового перемещения, якорное устройство, на которое можно было стать на глубине.
    По прямому назначению "Ленок" Тихоокеанского флота использовался только один раз, в октябре 1981 г. Водолазы вывели 16 моряков из первого отсека подводной лодки С-178, затонувшей после столкновения с рефрижератором в проливе Босфор-Восточный на глубине 31 м. 6 человек, наиболее слабых, были перенесены на борт 940-й, остальные всплывали сами.
    Как и всякий первый шаг, "Ленок", конечно, не идеален. Если возможности барокомплекса и СПСов либо приемлемы, либо могут совершенствоваться независимо от носителя, то вот продолжительность подводных работ, скорость и глубина погружения 940-х совершенно недостаточны. В то же время, спасательная подводная лодка - вещь ОЧЕНЬ дорогая.
    В конце 1980-х обозначились два направления развития спасательных субмарин. Первое из них - конверсия снимаемых с вооружения подводных стратегических ракетоносцев. Конкретные проекты соответствующего переоборудования атомоходов пр.667 предложил в начале 1990-х гг. конструктор ЦКБМТ "Рубин" Е.А.Горигледжан. Переделка должна свестись к установке вместо двух ракетных отсеков того же числа отсеков со специальным оборудованием (барокомплексы, шлюзовые камеры, посадочные места для СПС). Общекорабельные системы дорабатываются по необходимости.
    Напомню, что решения своей судьбы дожидаются около полусотни выведенных из эксплуатации ракетоносцев...
    Но атомный подводный спасатель будет еще дороже. К тому же, атомные энергоблоки рациональны на постоянных режимах работы, а спасатель большую часть времени ждет, чтобы в любую минуту сорваться с места... И потому, опираясь на свой 40-летний опыт создания техники для подводных работ, "лазуритовцы" предложили другой путь: ПСПТР - погружающееся судно для подводно-технических работ.
    Итак, энергоустановка - дизель-электрическая, хотя не исключаются и другие варианты. Прочный корпус из трех параллельных горизонтальных цилиндров, соединяемых тоннелями. В боковых - энергоблоки, судовые системы, жилые помещения, центральный отдан барокомплексу, на него же стыкуются СПСы. Легкий корпус выполнен в форме, оптимизированной для надводного хода (плоская палуба во всю ширину, развитый полубак).
    В надводном положении ПСПТР выходит в район работы. Если волнение не более 3-х баллов, спасательные снаряды он может спустить в полупогруженном положении, когда над водой остаются только верхушки специальных прочных шахт, торчащих над оконечностями прочных корпусов. При этом работают дизель-генераторы, не расходуется ресурс аккумуляторов. От большего волнения носитель уходит на глубину до 160 м, действуя как обычная подводная лодка.
    Предлагаемые технические решения и оптимизация режимов использования позволили в 3 раза сократить расчетное водоизмещение, в 4 раза - экипаж. Стоимость постройки в середине 1990-х гг. предполагалась всего 55 млн. долл. (два серийных Су-27). Очевидно, что таких судов, имеющих широкий спектр областей применения, можно было бы иметь и не по одному на флот...

1 2 3 4 5 6 7 8