1206("Кальмар") - десантно-высадочный корабль на воздушной подушке

Разработка - ЦКБ "Алмаз"; серия - 1981-1985 гг.

Тактико-технические характеристики:
    водоизмещение - 115.0 т;
    длина - 24.6 м.
    ширина - 11.8 м;
    высота подушки - 1.4 м.
    двигатели - 2 x ГТД x 7360 кВт;
    удельная мощность - 128.1 кВт/т;
    скорость - 55 уз;
    грузоподъемность - 37 т;
    вооружение - 1 x 2 x 12.7-мм пулемет "Утес".

"КОРАБЛЬ - БЕРЕГ"

     Как бы ни хороши были десантные корабли на воздушной подушке - техники на все случаи жизни не бывает. Ахиллесовой пятой летающих кораблей остаются дальность и длительность похода, мореходность. Можно идти по пути роста размеров, но с обычными, водоизмещающими десантными кораблями "подушки" сравняются не скоро.
     В то же время, при пересечении береговой черты классические транспорты "подушкам", напомним, не конкуренты. Логичным шагом было объединение лучших качеств тех и других.
     Какие же особенности присущи десантно-высадочным аппартам?
     Обычно для АВП задаются габариты и масса груза, а уж исходя из них и имеющихся двигателей определяются размеры аппарата. В данном же случае они были ограничены "сверху" - объемом трюма или дока БДК. Кроме того, приходилось учитывать воздействие шума и выхлопных газов на конструкцию корабля-носителя, да и самого КВП - в его трюме.
     Имея огромный флот десантно-транспортных кораблей, американцы первыми (вне нашей страны) встали на этот путь. С 1982-го года в серии "подушка" LCAC. Назвать этот аппарат "кораблем" или даже "судном" затруднительно, скорее - "платформа". 4 газотурбинных двигателя TF-40V суммарной мощностью 12000 кВт позволяют ему со скоростью 40 узлов доставлять с корабля на берег основной боевой танк США "Абрамс" (60 т) либо другие грузы, суммарной массой до 75 т. Дальность платформы без груза - до 300 миль, груженой - меньше, но достаточно для реализации концепции "из-за горизонта", предполагающей, что транспорты даже не будут входить в зону досягаемости береговой обороны...
     Комбинация "транспортный корабль-док плюс десантно-высадочные КВП" имеет наибольшую эффективность в морском десанте, но больше пока таких комплексов за рубежом нет.
     К концу 60-х БДК - большие десантные корабли - появились и в советском флоте, проектировались новые - и "Алмаз" взялся за десантно-высадочные "подушки".
     Задача коллектива, возглавляемого главным конструктором проекта Юрием Петровичем Семеновым, осложнялась еще тем, что десантных кораблей, способных носить сколько-нибудь крупные КВП, в нашем флоте было немного. В конце концов тех, под которые "подушки" создавались, было построено всего три. С другой стороны, большая серия в любом случае, в том числе и для "подушек", лучше малой. Так что, в отличии от тех же американцев, предстояло создать корабль, который можно было бы использовать не только, даже не столько с борта БДК, сколько сам по себе.
     Возможность появления новой "подушки" определили новые двигатели ГТД-8000, работа над которыми в Николаеве началась в 1971 г. На треть менее мощные, чем агрегаты "Джейрана", они были в 3-4 раза меньше и легче.
     Компоновка десантно-высадочного корабля на воздушной подушке пр.1206 "Кальмар" в значительной мере повторяла 12321, и стала, можно сказать, типовой для отечественных КВП второго поколения - как и вообще для "подушек", перевозящих колесную технику. Грузовой отсек со сквозным проездом техники у диаметральной плоскости и разнесенные по бортам служебные отсеки. В них, если идти с носа к корме: помещения команды (слева - ходовая рубка, справа - башенная установка пулемета "Утес"), нагнетатели, автономные электрогенераторы, водоотделители (здесь же - угловые редукторы, передача на маршевые винты) и в самой корме - двигатели.
     Интересно, что у американцев грузовой отсек - открытая платформа. Первоначально то же самое было и у "Кальмара", но... Один из первых испытательных выходов в море происходил при околонулевой температуре воздуха. Поднимаемые подушкой брызги (которым помог дождь со снегом), вызвали такое оледенение, что об открытых грузовых платформах "алмазовцы" надолго забыли. А поскольку такая погода - не редкость даже на самых южных наших берегах, все отечественные военные "подушки" имеют закрытые помещения для десанта и перевозимого груза.
     Правда, это увеличило массу конструкции и привело к тому, что грузоподъемность корабля (37 т) практически точно, без запасов, равна массе среднего танка Т-54, коими вооружена наша морская пехота. С другой стороны, с полным груом "Скату" ходить недалеко, а штатной нагрузкой являются значительно более легкие ПТ-76.
     Окончательно определился тип маршевого движителя - винты регулируемого шага (на данном аппарате - 4-лопастные, диаметром 3.5 м) в кольцевых насадках, заслуживающих более подробного разговора.
     Они решают сразу три задачи. Во-первых, благодаря легендарному "эффекту Бартини" тяга системы "винт-насадка" значительно увеличивается. Когда-то Р.Л.Бартини предложил такое устройство для самолета-амфибии ДАР, однако потом оказалось, что каждый конкретный комплект эффективен только в достаточно узком (даже для неторопливых самолетов тех лет) диапазоне скоростей. Но что не прижилось в авиации, оказалось более чем на месте в "наземно-наводном" транспорте.
     Во-вторых, кольцевые насадки уменьшают воздушный шум "подушек". Как известно, основными "виновниками" шума, да что там - грохота винтов являются вихри, срывающиеся с концов лопастей. Понятно, замыкая винт в какую-то (в общем случае не обязательно кольцевую) насадку, этот источник шума мы в значительной степени убираем.
     Наконец, эти же насадки являются и ограждением винтов. На любом аэродроме можно услышать жуткие истории о несчастных, случайно попавших под самолетные или вертолетные лопасти... Надо ли говорить, что для машин, передвигающихся не в воздухе, а по поверхности, вероятность таких случаев неизмеримо больше, чем для летательных аппаратов? Тем более в замкнутом пространстве корабельного трюма.
     На полном ходу "Кальмар" управляется воздушными рулями, размещенными за движительным комплексом, а на малых скоростях - традиционными уже струйными рулями с отбором воздуха от 2.2-метровых осевых вентиляторов - нагнетателей.
     Кольцевые насадки на маршевые винты есть и на американских машинах, а вот проблема управляемости на малых скоростях у "супостата" решена иначе. Заокеанские конструкторы использовали поворотные выхлопные патрубки газотурбинных двигателей (конечно, выхлопные газы несколько разбавлены воздухом от нагнетателей). Энергетически это лучше - меньше потери в воздуховодах. Но вот эффективность управления определяется размещением таких сопел, а значит - и двигателей. То есть дополнительная головная боль при компоновке...
     Ходовая рубка "Кальмара", как уже сказано, размещена в носовой части левого служебного отсека и почти не выступает из корпуса - обзор не идеальный, но в броске от БДК до берегового плацдарма он не так уж и важен. Аналогично расположена и рубка LCAC, из тех же соображени - минимизации габаритов.
     В начале 80-х "Кальмары" пошли в серию и - на те флоты, где предполагалось иметь большие десантные корабли типа "Носорог". Кстати, при испытаниях новой "подушки" применялся стенд, имитирующий батопорт корабля-дока. На борту водоизмещающих носителей "1206-е" побывали в местах, не снившихся другим "летающим кораблям", например - в Йемене, где, собственно, их впервые увидели западные наблюдатели. Беда, однако, в том, что строительство кораблей-доков отстало. Напомним, их было сделано всего три, и к моменту ввода в строй последнего календарный ресурс "Кальмаров" был уже на исходе. Некоторые, например - входящие в состав Северного флота - в середине 90-х подремонтировали на родном Морском заводе. Другим повезло меньше: из трех черноморских "1206-х" два на сегодня списаны...
     "Скат" и "Джейран" следует отнести к первому поколению отечественных КВП, при создании которого главное было - выяснить, можно ли создать машину с заданными характеристиками. А "Кальмар" по своим конструктивным решениям - безусловно, первенец второго поколения, для которого важно уже не само по себе решение технических задач, но оптимизация под конкретное использование. Меньший уровень физических полей (меньший шум), "открытая" компоновка, допускающая рост размеров и размещение нового оборудования и вооружения, позволили создать на базе десантного "Кальмара" телеуправляемый тральщик пр.1206Т, выпускавшийся в середине 80-х годов. Позднее пр.1206 послужил основой при создании опытного артиллерийского катера "Касатка" и наиболее совершенного из КВП средней грузоподъемности - многоцелевого десантного корабля "Мурена".

"Техника-Молодежи"

"Историческая серия"