1206("Кальмар") - десантно-высадочный корабль на воздушной подушке
Разработка - ЦКБ "Алмаз"; серия - 1981-1985 гг.
Тактико-технические характеристики:
водоизмещение - 115.0 т;
длина - 24.6 м.
ширина - 11.8 м;
высота подушки - 1.4 м.
двигатели - 2 x ГТД x 7360 кВт;
удельная мощность - 128.1 кВт/т;
скорость - 55 уз;
грузоподъемность - 37 т;
вооружение - 1 x 2 x 12.7-мм пулемет "Утес".
"КОРАБЛЬ - БЕРЕГ"
Как бы ни хороши были десантные корабли на
воздушной подушке - техники на все случаи жизни не бывает. Ахиллесовой
пятой летающих кораблей остаются дальность и длительность похода,
мореходность. Можно идти по пути роста размеров, но с обычными,
водоизмещающими десантными кораблями "подушки" сравняются не скоро.
В то же время, при пересечении береговой
черты классические транспорты "подушкам", напомним, не конкуренты.
Логичным шагом было объединение лучших качеств тех и других.
Какие же особенности присущи
десантно-высадочным аппартам?
Обычно для АВП задаются габариты и масса
груза, а уж исходя из них и имеющихся двигателей определяются размеры
аппарата. В данном же случае они были ограничены "сверху" - объемом
трюма или дока БДК. Кроме того, приходилось учитывать воздействие шума
и выхлопных газов на конструкцию корабля-носителя, да и самого КВП - в
его трюме.
Имея огромный флот десантно-транспортных
кораблей, американцы первыми (вне нашей страны) встали на этот путь. С
1982-го года в серии "подушка" LCAC. Назвать этот аппарат "кораблем"
или даже "судном" затруднительно, скорее - "платформа". 4
газотурбинных двигателя TF-40V суммарной мощностью 12000 кВт позволяют
ему со скоростью 40 узлов доставлять с корабля на берег основной
боевой танк США "Абрамс" (60 т) либо другие грузы, суммарной массой до
75 т. Дальность платформы без груза - до 300 миль, груженой - меньше,
но достаточно для реализации концепции "из-за горизонта",
предполагающей, что транспорты даже не будут входить в зону
досягаемости береговой обороны...
Комбинация "транспортный корабль-док плюс
десантно-высадочные КВП" имеет наибольшую эффективность в морском
десанте, но больше пока таких комплексов за рубежом нет.
К концу 60-х БДК - большие десантные корабли
- появились и в советском флоте, проектировались новые - и "Алмаз"
взялся за десантно-высадочные "подушки".
Задача коллектива, возглавляемого главным
конструктором проекта Юрием Петровичем Семеновым, осложнялась еще тем,
что десантных кораблей, способных носить сколько-нибудь крупные КВП, в
нашем флоте было немного. В конце концов тех, под которые "подушки"
создавались, было построено всего три. С другой стороны, большая серия
в любом случае, в том числе и для "подушек", лучше малой. Так что, в
отличии от тех же американцев, предстояло создать корабль, который
можно было бы использовать не только, даже не столько с борта БДК,
сколько сам по себе.
Возможность появления новой "подушки"
определили новые двигатели ГТД-8000, работа над которыми в Николаеве
началась в 1971 г. На треть менее мощные, чем агрегаты "Джейрана", они
были в 3-4 раза меньше и легче.
Компоновка десантно-высадочного корабля на
воздушной подушке пр.1206 "Кальмар" в значительной мере повторяла
12321, и стала, можно сказать, типовой для отечественных КВП второго
поколения - как и вообще для "подушек", перевозящих колесную технику.
Грузовой отсек со сквозным проездом техники у диаметральной плоскости
и разнесенные по бортам служебные отсеки. В них, если идти с носа к
корме: помещения команды (слева - ходовая рубка, справа - башенная
установка пулемета "Утес"), нагнетатели, автономные электрогенераторы,
водоотделители (здесь же - угловые редукторы, передача на маршевые
винты) и в самой корме - двигатели.
Интересно, что у американцев грузовой отсек -
открытая платформа. Первоначально то же самое было и у "Кальмара",
но... Один из первых испытательных выходов в море происходил при
околонулевой температуре воздуха. Поднимаемые подушкой брызги (которым
помог дождь со снегом), вызвали такое оледенение, что об открытых
грузовых платформах "алмазовцы" надолго забыли. А поскольку такая
погода - не редкость даже на самых южных наших берегах, все
отечественные военные "подушки" имеют закрытые помещения для десанта и
перевозимого груза.
Правда, это увеличило массу конструкции и
привело к тому, что грузоподъемность корабля (37 т) практически точно,
без запасов, равна массе среднего танка Т-54, коими вооружена наша
морская пехота. С другой стороны, с полным груом "Скату" ходить
недалеко, а штатной нагрузкой являются значительно более легкие
ПТ-76.
Окончательно определился тип маршевого
движителя - винты регулируемого шага (на данном аппарате -
4-лопастные, диаметром 3.5 м) в кольцевых насадках, заслуживающих
более подробного разговора.
Они решают сразу три задачи. Во-первых,
благодаря легендарному "эффекту Бартини" тяга системы "винт-насадка"
значительно увеличивается. Когда-то Р.Л.Бартини предложил такое
устройство для самолета-амфибии ДАР, однако потом оказалось, что
каждый конкретный комплект эффективен только в достаточно узком (даже
для неторопливых самолетов тех лет) диапазоне скоростей. Но что не
прижилось в авиации, оказалось более чем на месте в "наземно-наводном"
транспорте.
Во-вторых, кольцевые насадки уменьшают
воздушный шум "подушек". Как известно, основными "виновниками" шума,
да что там - грохота винтов являются вихри, срывающиеся с концов
лопастей. Понятно, замыкая винт в какую-то (в общем случае не
обязательно кольцевую) насадку, этот источник шума мы в значительной
степени убираем.
Наконец, эти же насадки являются и
ограждением винтов. На любом аэродроме можно услышать жуткие истории о
несчастных, случайно попавших под самолетные или вертолетные
лопасти... Надо ли говорить, что для машин, передвигающихся не в
воздухе, а по поверхности, вероятность таких случаев неизмеримо
больше, чем для летательных аппаратов? Тем более в замкнутом
пространстве корабельного трюма.
На полном ходу "Кальмар" управляется
воздушными рулями, размещенными за движительным комплексом, а на малых
скоростях - традиционными уже струйными рулями с отбором воздуха от
2.2-метровых осевых вентиляторов - нагнетателей.
Кольцевые насадки на маршевые винты есть и на
американских машинах, а вот проблема управляемости на малых скоростях
у "супостата" решена иначе. Заокеанские конструкторы использовали
поворотные выхлопные патрубки газотурбинных двигателей (конечно,
выхлопные газы несколько разбавлены воздухом от нагнетателей).
Энергетически это лучше - меньше потери в воздуховодах. Но вот
эффективность управления определяется размещением таких сопел, а
значит - и двигателей. То есть дополнительная головная боль при
компоновке...
Ходовая рубка "Кальмара", как уже сказано,
размещена в носовой части левого служебного отсека и почти не
выступает из корпуса - обзор не идеальный, но в броске от БДК до
берегового плацдарма он не так уж и важен. Аналогично расположена и
рубка LCAC, из тех же соображени - минимизации габаритов.
В начале 80-х "Кальмары" пошли в серию и - на
те флоты, где предполагалось иметь большие десантные корабли типа
"Носорог". Кстати, при испытаниях новой "подушки" применялся стенд,
имитирующий батопорт корабля-дока. На борту водоизмещающих носителей
"1206-е" побывали в местах, не снившихся другим "летающим кораблям",
например - в Йемене, где, собственно, их впервые увидели западные
наблюдатели. Беда, однако, в том, что строительство кораблей-доков
отстало. Напомним, их было сделано всего три, и к моменту ввода в
строй последнего календарный ресурс "Кальмаров" был уже на исходе.
Некоторые, например - входящие в состав Северного флота - в середине
90-х подремонтировали на родном Морском заводе. Другим повезло меньше:
из трех черноморских "1206-х" два на сегодня списаны...
"Скат" и "Джейран" следует отнести к первому
поколению отечественных КВП, при создании которого главное было -
выяснить, можно ли создать машину с заданными характеристиками. А
"Кальмар" по своим конструктивным решениям - безусловно, первенец
второго поколения, для которого важно уже не само по себе решение
технических задач, но оптимизация под конкретное использование.
Меньший уровень физических полей (меньший шум), "открытая" компоновка,
допускающая рост размеров и размещение нового оборудования и
вооружения, позволили создать на базе десантного "Кальмара"
телеуправляемый тральщик пр.1206Т, выпускавшийся в середине 80-х
годов. Позднее пр.1206 послужил основой при создании опытного
артиллерийского катера "Касатка" и наиболее совершенного из КВП
средней грузоподъемности - многоцелевого десантного корабля "Мурена".
"Техника-Молодежи" |
"Историческая серия" |