Проекты сверхтяжелых многоразовых ракет-носителей
вертикального взлета и посадки.
Многоразовая ракета-носитель VTOVL
(Vertical Take-Off, Vertical Landing), предложенная в конце 70-х годов
фирмой Rockwell [9], при
стартовой массе 4513 т должна выводить на низкую околоземную орбиту
149.7 т полезной нагрузки. Используется несущий топливный отсек
сложной формы, причем бак окислителя (кислорода) частично утоплен в
водородном баке. Максимальный диаметр ракеты - 29.7 м, длина без
полезной нагрузки - 26.5 м.
Зона полезной нагрузки расположена сверху и
имеет, как и ракета в целом, коническую форму. На участке входа в
плотные слои атмосферы сопла двигателей закрыты откидными крышками.
Мягкая посадка с использованием задросселированных главных двигателей
выполняется на три выдвижные стойки шасси.
В 1977 году фирмой Boeing предложен проект
сверхтяжелой двухступенчатой ракеты-носителя "Космический грузовик"
для создания СКЭС [10]. При
стартовой массе 10464 т на околоземную орбиту должно доставляться 405
т.
Носитель имеет коническую форму с неотделямым
цилиндрическим обтекателем отсека полезной нагрузки, длина системы -
72.98 м, диаметр - 39.24 м. Полезная нагрузка - цилиндр длиной 23 м -
имеет плотность 75 кг/куб.м.
На первой ступени установлены 16 стартовых
ЖРД тягой по 863 т каждый, удельный импульс - 350.7 с, и 6 посадочных
ЖРД по 209.1 т. Компоновка двигателей напоминает 1-ю ступень Н-1
("периферийная"-взлетная и "центральная"-тормозная двигательные
установки). Используется подвесной топливный отсек в форме сплюснутого
сфероида, разделенного совмещенным днищем.
Вторая ступень (8 ЖРД SSME по 209.1 т с
удельным импульсом 456.2 с) выходит на орбиту вместе с полезной
нагрузкой. После "разгрузки" длина аппарата уменьшается с 49.15 до
31.15 м. При возвращении ступень входит в плотные слои атмосферы
аналогично головной части МБР, вперед обтекателем, который, так же,
является и теплозащитным экраном.
Сверхтяжелый многоразовый носитель
"Neptune"[11] специалисты ФРГ
предлагают использовать в программах освоения Луны и планет Солнечной
системы. При стартовой массе 7000 т он должен доставлять на
околоземную орбиту 345 т и 63.63 т - на геостационарную, причем 3-я
ступень используется как многоразовый межорбитальный буксир.
Носитель представляет собой восьмигранную
пирамиду со сфероподобным днищем, длина - 60 м, диаметр - 50. На 1-й
и 2-й ступенях используются подвесные баки, такого же диаметра, как
внешние баки системы "Space Shuttle", на третьей - сферические,
диаметром 6 и 4 м. На всех ступенях устанавливаются ЖРД SSME (всего
48+12+1=61 шт.).
BETA | SERV | VTOVL | Boeing | Neptune | |
Мст,т | 145.0 | 2479.1 | 4512.9 | 10464.0 | 7000.0 |
Мпн,т | 7.0 | 36.43 | 149.6 | 405.0 | 345.0 |
Мтоп,т | 115.0 | 2240.1 | 3883.6 | 9003.0 | 5790.0 |
Мсух,т | 10.0 | 202.56 | 429.2 | 1143.0 | 731.0 |
Мст/Мпн | 20.71 | 68.05 | 30.16 | 25.84 | 20.29 |
Мтоп/Мсух | 11.5 | 11.06 | 9.05 | 7.88 | 7.88 |