Проекты сверхтяжелых многоразовых ракет-носителей
вертикального взлета и посадки.

     Многоразовая ракета-носитель VTOVL (Vertical Take-Off, Vertical Landing), предложенная в конце 70-х годов фирмой Rockwell [9], при стартовой массе 4513 т должна выводить на низкую околоземную орбиту 149.7 т полезной нагрузки. Используется несущий топливный отсек сложной формы, причем бак окислителя (кислорода) частично утоплен в водородном баке. Максимальный диаметр ракеты - 29.7 м, длина без полезной нагрузки - 26.5 м.
     Зона полезной нагрузки расположена сверху и имеет, как и ракета в целом, коническую форму. На участке входа в плотные слои атмосферы сопла двигателей закрыты откидными крышками. Мягкая посадка с использованием задросселированных главных двигателей выполняется на три выдвижные стойки шасси.

     В 1977 году фирмой Boeing предложен проект сверхтяжелой двухступенчатой ракеты-носителя "Космический грузовик" для создания СКЭС [10]. При стартовой массе 10464 т на околоземную орбиту должно доставляться 405 т.
     Носитель имеет коническую форму с неотделямым цилиндрическим обтекателем отсека полезной нагрузки, длина системы - 72.98 м, диаметр - 39.24 м. Полезная нагрузка - цилиндр длиной 23 м - имеет плотность 75 кг/куб.м.
     На первой ступени установлены 16 стартовых ЖРД тягой по 863 т каждый, удельный импульс - 350.7 с, и 6 посадочных ЖРД по 209.1 т. Компоновка двигателей напоминает 1-ю ступень Н-1 ("периферийная"-взлетная и "центральная"-тормозная двигательные установки). Используется подвесной топливный отсек в форме сплюснутого сфероида, разделенного совмещенным днищем.
     Вторая ступень (8 ЖРД SSME по 209.1 т с удельным импульсом 456.2 с) выходит на орбиту вместе с полезной нагрузкой. После "разгрузки" длина аппарата уменьшается с 49.15 до 31.15 м. При возвращении ступень входит в плотные слои атмосферы аналогично головной части МБР, вперед обтекателем, который, так же, является и теплозащитным экраном.

     Сверхтяжелый многоразовый носитель "Neptune"[11] специалисты ФРГ предлагают использовать в программах освоения Луны и планет Солнечной системы. При стартовой массе 7000 т он должен доставлять на околоземную орбиту 345 т и 63.63 т - на геостационарную, причем 3-я ступень используется как многоразовый межорбитальный буксир.
     Носитель представляет собой восьмигранную пирамиду со сфероподобным днищем, длина - 60 м, диаметр - 50. На 1-й и 2-й ступенях используются подвесные баки, такого же диаметра, как внешние баки системы "Space Shuttle", на третьей - сферические, диаметром 6 и 4 м. На всех ступенях устанавливаются ЖРД SSME (всего 48+12+1=61 шт.).

BETA SERV VTOVL Boeing Neptune
Мст,т 145.0 2479.1 4512.9 10464.0 7000.0
Мпн,т 7.0 36.43 149.6 405.0 345.0
Мтоп,т 115.0 2240.1 3883.6 9003.0 5790.0
Мсух,т 10.0 202.56 429.2 1143.0 731.0
Мст/Мпн 20.71 68.05 30.16 25.84 20.29
Мтоп/Мсух 11.5 11.06 9.05 7.88 7.88
Главная