КОСМОНАВТИКА

С.Александров

АЛЬТЕРНАТИВА

 
 

Будущее

     Да, можно, но это будет уже совсем другая машина. В 1995-м на Аэрокосмичесокм салоне в Жуковском 8-й отдел ЦАГИ обнародовал еще не проект - концепцию "высокоманевренного воздушно-космическго аппарата для обслуживания орбитальных станций". Конус длиной 15 и диаметром 3.5 м, с носом, затупленным до радиуса 300 мм. Стартовая масса - 13 т (под "Зенит"), полезный груз - 1000 кг, включая 1-5 человек экипажа. 5.5-6 т приходится на топливо - предполагается, что машина должна менять наклонение орбиты путем погружения в атмосферу и бокового маневра. Гиперзвуковое качество 3.2 обеспечивает боковую дальность 5900 км - сравнимо с "Бураном".
     Правда, посадка предполагается на парашютной системе, вводимой при скорости 0.85 М на высоте 10 км. Но для ракетной посадки 13-тонной машины по схеме "Зари" тех же топливных компонентов потребуется менее одной тонны!
     Компоновочная увязка такого корабля будет сложнейшей задачей, так как центр масс конуса должен быть как можно ближе к его острому носу, а там тесно. При этом стыковочный узел, видимо, нужно размещать на торце, или делать откидываюийся нос - как предлагали в 1984 г. американцы для боевого аппарата "Space Cruiser". Впрочем, "Space Cruiser" (кроме перечисленного в таблице известно еще, что суммарная тяга 16 маршевых двигателей, образующих одно кольцевое сопло внешнего расширения - около 1.3 т, экипаж должен находится в негерметичной кабине в скафандрах, и возможно совмещение аппарата с разными разгонными блоками) - тема для более широкого разговора.
     Крылатые челноки - вещь очень хорошая, имеют серьезные плюсы и один - но очень существенный - недостаток: они дороги, ОЧЕНЬ дороги. Даже самые простые из них. Отличная также вещь - многоразовые одноступенчатые машины, даже на химическом топливе. Но... они еще дороже. Между тем, с одной стороны, летать в космос человек все-таки хочет - но подешевле, с другой - в разных странах, от США до Китая, существует достаточно отработанный и весьма разнообразный парк одноразовых носителей, которым вполне посилам пилотируемые аппараты. Только аппаратов таких нет. Разве что - тот же "Союз"...
     И вот в США обсуждается многоразовый пилотируемый аппарат, который может использоваться и в модульной системе носителей NLS, и как "спасательная шлюпка" орбительной станции. Рассматриваются разные варианты, наиболее известный - X-20, похожий на наш БОР-4. Но исследуются и бескрылые компоновки.
     "HOTOL", "Hermes", "Zenger"... "Переболев" крылатыми машинами, столкнувшись как с финансовыми, так и с техническими трудностями, за бескрылые аппараты взялась Западная европа, причем наибольшую активность проявляют немцы. Например, на аэросалонах демонстрировался проект возвращаемого аппарата фирмы MAN - но он мало отличается от "аполлоновского" конуса с парашютной посадкой и нам неинтересен. А вот предложенный Германским космическим агенством LAReCa (абревиатура от "большая возвращаемая капсула для "Ариана"") - нечто необычное.      Крупный (сравни диаметры в таблице) аппарат состоит из трех отсеков. В агрегатном, отделяемом перед входом в атмосферу, сосредоточены двигатели орбитального маневрирования. Возвращаемый аппарат в форме усеченного конуса включает отсек экипажа объемом 30 куб.м, в котором 4 человека могут жить 12 дней, и грузовой отсек (110 куб. м), который можно разгерметизировать и разгружать через боковую дверь площадью 4 кв.м. Наконец, венчает конструкцию отсек, в котором кроме стыковочного узла и радиотехнических систем находится еще узел крепления (и, возможно, привод) раскрывающегося (лопости уложены вдоль бортов ВА) ротора, на авторотации которого производится посадка. Кроме того, имеются ракетные двигатели мягкой посадки и выдвижные деформируемые амортизаторы.
     Проект интересный, но к сожалению о дальнейших работах по нему не слышно, да и у "Ariane 5" пока проблемы.
     Опыт, накопленный разработчиками как пилотируемых, так и беспилотных спускаемых аппаратов, создателями головных частей межконтинентальных баллистических ракет, позволяет сегодня создать многоразовые достоточно дешевые космические корабли малой или средней размерности, совместимые с различными средствами выведения. Они, наверное, не столь эффектны, как гиперзвуковые самолеты и одноступенчатые машины, но зато им по силам обеспечить широкий и недорогой доступ человеку в космос на ближайшее десятилетие - сколько нужно для создания уже совсем других аппаратов на новых физических принципах.

Прошлое Настоящее Будущее

Таблица

 
Космонавтика