Вербовка.
Вот что я видел: курит командир. ... Наш командиp не молод и не сед, Ю.Визбор |
- Все равно я не могу к этому
привыкнуть! Да, самолет, хоть и с "активным крылом". Да,
межконтинентальный стратегический ракетоносец. Высота 15000, скорость
700. Но нет ощущения, что летишь. Может потому, что обзор только через
телекамеры? А может - из-за чудовищно, по меркам любой знакомой
машины, просторной кабины? Это же уже не кабина, это квартира!
Спальные места, камбуз, санузел с душем (он же и для дезактивации,
дегазации, дезинфекции и т.д.), шлюзовые камеры со спасательными и
вакуумными скафандрами... СОЖ замкнутая по кислороду и воде, запас
продовольствия на два месяца! Сначала думаешь: что, конструкторам не
куда было девать объем и запасы массы?
Но если вот сейчас, сию минуту, придет боевой
приказ - двадцать четыре крылатых ракеты уйдут на цели и самолет
действительно станет нашим домом на всю оставшуюся жизнь... А спальные
места, как и внутрикабинное размещение электроники - исходя из
требований внебазового использования. И шлюзовые камеры и скафандры
"Кречет" тоже не лишние...
А сейчас - обычный патрульный полет. Третий
десяток часов мы висим над страной, нарушая, между прочим, все
соглашения по стратегическим вооружениям. Даже без дозаправки мы можем
- приди такой приказ - выйти на рубеж пуска и шарахнуть по целям
противника N1 двадцатью четырмя Х-55М. С ядерным, естественно,
оснащением. А по пути разметать авианосную группу или конвой - для
чего имеются аэробаллистические Х-15. Отбиться от особо-наглых
перехватчиков или грохнуть заблудший AWACS - для этого тоже есть
соответствующее снаряжение. И вернуться на территорию своей страны,
дабы сесть там, где это еще возможно...
На самолете все было не так. Даже то, что
летали последние годы только в честь больших праздников, а тут - 2
через 4! Да-да, двое суток в воздухе, четверо - отдых, и - снова!
Мечта. Собственно, чего хотел - то и получил...
Это был последний разговор с Генералом. На
эту тему - первый и последний. Я принес рапорт. Ждал чего угодно, но
не такого:
- Не хочешь продолжить работу по
специальности?
- !!!
- Только учти, об этом разговоре должны
знать трое: я, ты и твоя жена. Иначе...
- Товарищ генерал, у меня же атомный
допуск...
- Это еще секретнее. Договорились? Так
вот, тебе предлагают поработать на новой технике. И летать. Летать не
просто много, а очень много.
- Давай без дураков. Ты же понимаешь, что
первый мой вопрос будет - чем семью кормить?
- Полностью воспроизводится система оплат
и поощрений, но базовая ставка - эквивалент десяти тысяч долларов. В
месяц. Бесплатный переезд - твой и, если захотите (а я советую),
семьи. Что еще? Пенсия - 70% среднемесячного дохода.
- Не верю. Не бывает таких окладов. Это
наркомафия или контрабанда стратегических бомбардировщиков!
- Я же сказал - новая техника. А плата
такая за совсем простую вещь: все полеты - со спецбоекомплектом.
- Та-ак. Дальше понятно: ОСВ, СНВ и прочую
макулатуру - по боку, а самый, конечно, большой секрет - что за
техника.
- Нет, самый большой секрет - что у нас
вообще есть что-то новое. Слушай, я сказал все, что имею право, и
почти все, что знаю сам. Да, формально ты выходишь в отставку из
армии. Что скажешь?
- Товарищ генерал, когда ехать?
- Тебе - в ближайшие день-два, за тобой
заедут. Семья - договоришься сам...
"Заехали" быстро, этой же ночью. "Товарищ
подполковник?" - "Да" - "Подойдите с вещами к 19.20 к четвертому НП.
Один." - "Есть."
Машину, стоявшую у НП-4 я узнал сразу, хотя
до того, как и все, видел только фотографии беспилотных прототипов.
Спутать с кем-нибудь "черепаху" ЭКИПа невозможно. Впрочем, и
создатели, и журналисты давно привыкли к прозвищу "батон". Этот
несколько отличался от известных моделей: никаких консолей, только два
наклоненных в стороны киля на задней кромке; почти полное отсутствие
иллюминаторов. У откинутой боковой двери меня ждал человек в
темно-синем комбинезоне и... очках.
- Товарищ подполковник? Заходите, а то
холодно. Готовы?
- Да.
- Тогда - поехали.
Першагнув через громадный контейнер,
вырастающий из пола, человек сел за пульт перед прямоугольным
иллюминатором из... бронестекла, застегнул ремни, кивнул на такие же
кресла сзади: садитесь, мол. Тронул несколько клавиш, шипевшие на
холостом ходу двигатели плавно пошли в разгон.
- Земля, я борт-13, прошу взлет и коридор
ухода, как договорились.
- Борт-13, взлет по полосе 2, уход по
курсу 90, эшелон 500, счастливого полета!
- Принято, спасибо, конец связи.
Конечно, ЭКИП - не вертикалка, но разбег был
не сравним со "160-м", даже пустым. Через несколько секунд после
взлета человек включил автопилот и обернулся ко мне:
- Давайте знакомиться. Инженер.
- Подполковник. Простите, но эта штука
мало похожа на стратегический носитель. Меня на ней пригласили
летать?
- Нет, что вы. Хотя, как захотите. Это
вообще машина десантно-штурмовая, противопартизанская, так скажем. Мы
в обшем-то стараемся без нужды не светиться, мне просто было по
пути.
- По пути - это как, если не секрет?
- Теперь от вас - не секрет. С Северного
Кавказа - на северный Урал. "Батоны" рассчитаны на безаэродромное
базирование, но там у нас штаб и техцентр, да и живем мы в основном
тоже там - спокойнее.
- Слушайте, Инженер, а как вообще дошли до
жизни такой? И кстати - почему ЭКИПы - боевые машины?!
- Это вы хорошо спросили - ответы связаны.
По первому вопросу: если какая-то структура не работает, но нужна -
создается параллельная. На самом деле вы находитесь на территории,
свободной от "демократии", если хотите - на территории Советского
Союза. Российскому руководству мы, фактически, не подчиняемся, хотя
оно этого и не знает. Как не знает и того, что мы ведем боевое
патрулирование с ядерным оружием...
- Откуда?
- Не зря же Средмаш вырос из МГБ!
Подробнее пока не скажу - сам не все знаю, да и не тороплюсь: это -
секрет секретов, а я на боевые летаю... Отсюда ответ на второй вопрос:
аппарат с активным крылом, конкретно - ЭКИП, обеспечивает максимальную
автономность и, что еще важнее - возможность размещения кое-каких
фокусов, дающих подавляющее техническое превосходство над всеми
земными летающими машинами. И отсюда, кстати, ответ на третий вопрос,
который вы задаете сами себе уже сутки: почему пригласили именно
вас?
- Вы что, телепат?
- Кое-что иногда могу, не в данном случае.
Но это же психологически естественно! Так вот, хотя по тактике
использования наши машины ближе к подводным лодкам, да и по
интерьерам, как вы скоро убедитесь, но это, все-таки, самолеты. Более
того, иногда - даже космические корабли! И управлять ими должны
летчики.
- Летчиков много.
- Было в Советском Союзе. Но вспомните
первый вопрос. Сколько осталось действующих летчиков с атомным
допуском и соответствующей подготовкой? Вы - единственный в части, кто
на всех тренировках НИ РАЗУ не отказался от применения ядерного
оружия! Не знали? Ну и наконец, вы - единственный летчик - действующий
коммунист в части. Это - принципиально важно, согласитесь...
Мое новое руководство очень торопилось. На
базу мы прилетели ранним уторм (кстати, когда-то, лет 15 назад, во
время больших учений мы сюда садились), а уже вечером начал изучать
машину. Не удивительно, что очкарик-Инженер мог летать на ее аналоге
на боевые - запредельный уровень автоматизации и очень легкое
управление. Правда, это пока все нормально работает, но в бою бывает
всякое - и тут слово нам, профессионалам.
Действительно, это ближе к стратегическим
подводным ракетоносцам: подниматься в воздух и ждать. Спутники и
локаторы - что наземные, что воздушные - нас практически не видят, в
полете аппарат неуязвим. А придет приказ... извини, дорогой, так
получилось - ну нет больше твоей Америки! 24 крылатых ракеты - это,
конечно, не 200 головок "Тайфуна", но во-первых, патрулирует не одна
машина, а во-вторых, на самом деле больше и не надо!
И вот сейчас двадцать седьмой час полета,
шестого моего полета в нарушение международных соглашений, на боевое
патрулирование с ядерными боеголовками, не подконтрольными президенту
моей стpаны. "Батон" со скоростью 700 километров в час на высоте 15
тысяч метров идет над Хабаровским краем, от океанского побережья к
китайской границе. Минут через 40 - поворот на запад, на второй круг
по периметру границ Советского - к черту "содружество" - Союза.