"Воздушная ракетная база"
Подлодка, скинув моpе со спины, Ю.Визбоp |
...Идея повесить дальнобойные упpавляемые
pакеты не на специальный, а пpосто на очень большой самолет -
pовесница этих самых pакет. В самом деле: если сквозь ПВО будет
прорываться ракета, то к "месту работы" ее вполне может доставить не
скоростной, сложный и дорогой бомбардировщик, а неторопливый но
дешевый транспортник!
Пеpвыми пpименившие упpавляемые pакеты немцы
сpазу pазместили их на всех самолетах, котоpые могли их поднять,
включая тpанспоpтные. В легендаpную московскую систему ПВО "Беpкут"
С-25 кpоме pакетного комплекса "земля-воздух" должны были входить и
pакеты воздушного базиpования, запускаемые с тяжелого бомбаpдиpовщика.
Во вpемена менее отдаленные, осознав, что новый стpатегический
бомбаpдиpовщик B-1 дорог и просто небоеспособен, американцы в отчаянии
прорабатывали размещение огромного количества новейших крылатых ракет
на широкофюзеляжном пассажирском B-747. Наконец, первый носитель
воздушного запуска "Pegasus" те же американцы очень скоро перевесили с
боевого B-52 на пассажирский L-1011...
Увы, гладко было на бумаге. Дальность
перехвата систем противовоздушной обороны постоянно растет, и любая
победа средств нападения здесь временная. Авиационно-ракетный же
комплекс создается не на годы - на десятилетия. И потому нацисты все
же чаще использовали в качестве ракетоносцев боевые "Хеенкели" и
"Дорнье". Потому чудовищный "истребитель" Ту-4 с ракетами "210" не
поднялся на защиту московского неба. Потому американцы решили все же
довести специализированный бомбардировщик в варианте B-1B... И только
относительно мирный "Pegasus" на долго "прописался" под крылом
аэробуса.
Но между тем, качественный рывок, который
совершили в 70-х - 80-х годах крылатые ракеты, реанимировал концепцию
"воздушной ракетной базы" - вопрос был лишь в общественной
потребности, двигающей, как известно, науку куда сильнее, нежели
десяток университетов...
Такая потребность возникла, когда
понадобилось вывести из-под правительственного (читай - американского)
контроля какую-то часть советского (а вскоре - российского) ядерного
потенциала. Каким образом удалось утаить головки - не столь важно, у
полностью замкнутого "государства в государстве", каким исторически
стал отечественный ядерно-промышленный комплекс, должны быть свои
государственные тайны. Но головки - еще даже не пол дела. Они нужны
там, где их нужно применять, а не там, где можно спрятать!
По очевидным причинам традиционная "триада"
не годилась - все на виду. Первый реальный вариант - диверсионные
группы с ядерными минами - во-первых, требовал подготовки людей. Таких
во всем мире насчитывались единицы, а тут нужны были сотни. Во-вторых
и главных - ядерный арсенал не может быть неуправляемым, а люди ТАКОГО
уровня подготовки по определению были управляемыми только до некоторой
степени. Нужно было техническое решение.
Вторым очевидным вариантом был космос.
Например - "супербомба" Германа Кана, глобальная "атомная мина" на
неизвлекаемость. Однако здесь вставали уже трудности технического
порядка: во-первых, такую систему еще нужно было развернуть, а это
требовало совершенно новых средств доставки грузов в космос,
качественно превосходящих все существующее - а таковые еще предстояло
создать; во-вторых, и саму по себе "супербомбу" так же надо было еще
сделать, на что тоже требовались время и ресурсы.
Космические системы оставались все же главной
надеждой, но достаточно отдаленной. Как и подготовка диверсантов.
Решение же требовалось немедленно, и родная "оборонка" не подкачала.
Выход нашли именно в создании "воздушных ракетных баз", но в качестве
носителей использовали не Ан-124 или Ил-96, как могли бы подумать те
же американцы, и даже не "Луня" или "Альбатроса", как предполагалось в
начале, а совершенно новые летательные аппараты, сочетающие в себе
приемлемые летные и исключительные взлетно-посадочные характеристики с
чудовищной не просто грузоподъемностью, но грузовместимостью. Речь
идет о небезизвестном ЭКИПе - активном крыле, концепция которого была
предложена и реализована академиком Львом Щукиным.
Управление пограничным слоем и шире -
обтеканием позволило создать машины, форма и конструкция которых не
имела прямой связи с их аэродинамикой, а выбиралась из иных
соображений. Например - минимизации сухой массы, предельного
увеличения внутренних объемов, обеспечения посадки на любое поле (хоть
вспаханное) независимо от веса. Или - установки оборудования,
позволяющего реализовать НЕРАКЕТНЫЕ принципы полета не только в
атмосфере, но и вне ее...
Изначально батонообразные аппараты все же
предполагались как транспортники. И здесь очень кстати оказались
разработки КБ Реутова, Дубны и Свердловска - ракеты, возни с которыми
ПВО (и ПРО) противника хватит надолго. Но большая скорость и масса
"полезного груза" уникальных снарядов обеспечивались относительно
небольшой (с запасом перекрывающей рубежи перехвата, но не
межконтинентальной) дальностью и большими размерами и стартовой
массой. То есть носители для этих могучих ракет требовались все-таки
специальные.
Так что именно "кентавр" - ЭКИП плюс ракеты -
стал новым, четвертым, компонентом ядерной "триады", сочетающим
неуязвимость и мобильность атомных подводных крейсеров, гибкость
пилотируемых бомбардировщиков и точность и неотвратимость возмездия
ракет наземного базирования.