|
Настоящее
Внешняя форма "Зари" - отработанная
"Союзе" "фара". В свое время она делалась
как компромисс между желанием получить достаточное для скользящего управляемого входа в атмосферу аэродинамическое качество и
необходимостью загнать максимальный объем в "союзовский" габаритный диаметр 2100 мм - получилось, и получилось неплохо. Кстати,
"фара" довольно технологична: сферическое лобовое (на спуске)
днище, с радиусом, равным диаметру аппарата, коническая обечайка
с углом полураствора 7 градусов, плавно переходящая в сферическое же заднее (на спуске, в другое время - переднее) днище, увенчанное люком с усиленным шпангоутом для крепления - у "Союза" -
орбитально-бытового отсека и опор САС. Общая длина аппарата равна его диаметру... Тепрь требования сочетания внутреннего объема
и приемлемого аэродинамического качества были более жесткими.
Первоначально разработчики рассматривали
достаточно классическую схему: в середине (по высоте, если поставить аппарат на днище) - кабина экипажа,
выше - выдвижной стыковочный узел и приборные отсеки, а внизу -
посадочные (они же - орбитального маневрирования) двигатели. Под
выход реактивных струй в лобовой (на спуске) теплозащите для этого пришлось бы делаеть люк - вопрос к тому времени уже технически решенный, но все равно нежелательно. А для того, чтобы обеспечить необходимые газодинамические условия при посадке и не сгореть на собственном выхлопе, нужны были довольно длинные посадочные опоры.
Однако были более существенные причины отказа
от такой компоновки. Во-первых, мощный посадочный двигатель своей
струей вырывал бы немалый кратер, в который спокойно можно было
перевернуться, а во-вторых размещение точки приложения тяги ниже (и
значительно) центра масс потребовало бы создания специальных и
достаточно мощных, а значит - тяжелых исполнительных органов системы
управления.
|
Поэтому к разработке был принят другой, более
интересный вариант. Агрегатный - он же
двигательный - отсек "размазался" по бортам, поднявшись вверх
почти до соединения конической обечайки и сферического заднего
днища. Здесь по окружности встали 24 полуторатонной тяги посадочных двигателя, развернутых наружу от оси аппрата. Этим обеспечивалась во-первых сохранность обшивки ("бурановской" керамики), а
во-вторых - возможность гашения теми же двигателями боковой скорости, ветровых возмущений. Равнодействующая их тяг, соответственно, оказалась значительновыше центра масс. На днище, или,
если хотите, под лобовым теплозащинтым щитом, разместились деформируемый амортизатор-наполнитель и радиовысотомер.
На заднем (на большинстве этапов полета -
переднем) днище разместились иллюминатроы, в том числе - с оптическими
визирами для ориентации, на внутренних поверхностях откидных панелей -
антены.
В колодец внутри кольцевого двигательного
отсека переместились приборы, электрооборудование и грузы - до 2.5 т в
пилотируемом, "грузопассажирском" варианте. Вообще же "Заря" могла
использоваться в следующих коплектациях:
беспилотный, 3 т груза на станцию и 2.5 на
Землю;
пилотируемый, 2 космонавта и 2.5 т груза (2
человека и 2 т на Землю);
пилотируемый, 8 человек (это по книге, а
инициатор разработки "Зари" К.П.Феоктистов говорит - 6). В этом случае
не менее трех из них располагались в грузовом "колодце".
Проработки показали, что все оборудование
втиснуть в многоразовый корпус невозможно. Корректирующе-тормозная
двигательная установка, запас топлива, панели солнечных батарей
перенесли на одноразовый агрегатный отсек, отделяемый перед входом в
атмосферу.
Габариты объекта 14Ф70 "Заря" впервые
приведены в книге "РКК "Энергия": 1946-1986": длина (с агрегатным
отсеком) - 5 м, диаметр - 4.1 м. Указана и стартовая масса - 15 т, что
для "Зенита" почти предел.
Беспрецедентная схема посадки вызывала
закономерные, в какой-то степени, претензии со стороны ВВС -
действительно, парашют за долгие десятилетия как отработан, но ведь
Комаров погиб, а тут - приземляться в обнимку с ракетами, хотя и
компоненты должны были использоваться самые безопасные и нетоксичные -
керосин и перекись водорода... Поэтому предполагалось, что на этапе
отработки экипаж - не более 4 (опять-таки, по словам Феоктистова - 3)
человек - будет размещаться в катапультных креслах.
Новый корабль позволил бы заменить
исчерпавший модернизационный потенциал "Союз", обеспечить снабжение и
доставку экипажей на существующие и перспективные орбитальные станции,
организовать проведение спасательных операций. Он мог использоваться
на больших орбитальных объектах как спасательная шлюпка, а главное - в
отличии от "Shuttle" он действительно мог бы сократить расходы.
Дело в том, что стоимость "Союза-ТМ" в несколько раз превосходит стоимость доставляющей его на орбиту ракеты 11А511У. Новый носитель 11К77 "Зенит" был, конечно,
дороже - хотя бы потому, что вдвое мощнее и на четверть века моложе. Но при массовом производстве его цена очень резко снижается из-за высокой технологичности - "карандаш" и "карандаш", никаких конусов "семерки". И тут, конечно, одноразовый корабль, даже
сравнимый с "Союзом" по сложности и дороговизне, представляется
роскошью.
Увы! Описанный полет так и не состоялся,
"Заря" осталась на уровне эскизного проекта. Почему? Оказывается,
этому есть две причины.
Первая - внешняя - очевидна и называется
"многоразовый воздушно-космическй корабль "Буран"". На создание
системы, призванной "не допустить военного и технического
превосходства потенциального противника" были брошены силы всей
ракетно-космической промышленности, авиастроения, в отдельные годы -
до 20 % всего космического бюджета. Сворачивались многие работы, и
более удивительно, что при этом новый корабль вообще начали делать!
Значит, машина такой размерности была ОЧЕНЬ нужна...
Вторая причина - внутренняя. Как уже
говорилось, идею создания небольшого многоразового корабля с ракетной
посадкой выдвинул первый космонавт-бортинженер, конструктор
космических аппаратов Константин Петрович Феоктистов. Но... сейчас он
считает "Зарю" своей ошибкой, неудачной разработкой - почему-де за нее
и не очень боролись. В частности, он полагает, что аэродинамическое
качество разрабатываемой схемы (0.25) было бы недостаточным для
обеспечения требуемого бокового маневра и достижения необходимой
точности посадки.
На недоуменный вопрос: а можно ли было
сделать большее качество при существующих габаритных ограничениях и
нужных внутренних объемах - или под тот же носитель? - последовал
ответ: можно.
Прошлое
Настоящее
Будущее
Таблица
|
|