|
Будущее
Да, можно, но это будет уже совсем другая
машина. В 1995-м на Аэрокосмичесокм салоне в Жуковском 8-й отдел ЦАГИ
обнародовал еще не проект - концепцию "высокоманевренного
воздушно-космическго аппарата для обслуживания орбитальных станций".
Конус длиной 15 и диаметром 3.5 м, с носом, затупленным до радиуса 300
мм. Стартовая масса - 13 т (под "Зенит"), полезный груз - 1000 кг,
включая 1-5 человек экипажа. 5.5-6 т приходится на топливо -
предполагается, что машина должна менять наклонение орбиты путем
погружения в атмосферу и бокового маневра. Гиперзвуковое качество 3.2
обеспечивает боковую дальность 5900 км - сравнимо с "Бураном".
Правда, посадка предполагается на парашютной
системе, вводимой при скорости 0.85 М на высоте 10 км. Но для ракетной
посадки 13-тонной машины по схеме "Зари" тех же топливных компонентов
потребуется менее одной тонны!
Компоновочная увязка такого корабля будет
сложнейшей задачей, так как центр масс конуса должен быть как можно
ближе к его острому носу, а там тесно. При этом стыковочный узел,
видимо, нужно размещать на торце, или делать откидываюийся нос - как
предлагали в 1984 г. американцы для боевого аппарата "Space Cruiser". Впрочем, "Space Cruiser" (кроме
перечисленного в таблице известно еще, что суммарная тяга 16 маршевых
двигателей, образующих одно кольцевое сопло внешнего расширения -
около 1.3 т, экипаж должен находится в негерметичной кабине в
скафандрах, и возможно совмещение аппарата с разными разгонными
блоками) - тема для более широкого разговора.
Крылатые челноки - вещь очень хорошая, имеют
серьезные плюсы и один - но очень существенный - недостаток: они
дороги, ОЧЕНЬ дороги. Даже самые простые из них. Отличная также вещь -
многоразовые одноступенчатые машины, даже на химическом топливе. Но...
они еще дороже. Между тем, с одной стороны, летать в космос человек
все-таки хочет - но подешевле, с другой - в разных странах, от США до
Китая, существует достаточно отработанный и весьма разнообразный парк
одноразовых носителей, которым вполне посилам пилотируемые аппараты.
Только аппаратов таких нет. Разве что - тот же "Союз"...
И вот в США обсуждается многоразовый
пилотируемый аппарат, который может использоваться и в модульной
системе носителей NLS, и как "спасательная шлюпка" орбительной
станции. Рассматриваются разные варианты, наиболее известный - X-20,
похожий на наш БОР-4. Но исследуются и бескрылые компоновки.
"HOTOL", "Hermes", "Zenger"... "Переболев"
крылатыми машинами, столкнувшись как с финансовыми, так и с
техническими трудностями, за бескрылые аппараты взялась Западная
европа, причем наибольшую активность проявляют немцы. Например, на
аэросалонах демонстрировался проект возвращаемого аппарата фирмы MAN -
но он мало отличается от "аполлоновского" конуса с парашютной посадкой
и нам неинтересен. А вот предложенный Германским космическим агенством
LAReCa (абревиатура от "большая возвращаемая
капсула для "Ариана"") - нечто необычное.
Крупный (сравни диаметры в таблице) аппарат состоит из трех отсеков.
В агрегатном, отделяемом перед входом в атмосферу, сосредоточены
двигатели орбитального маневрирования. Возвращаемый аппарат в форме
усеченного конуса включает отсек экипажа объемом 30 куб.м, в котором 4
человека могут жить 12 дней, и грузовой отсек (110 куб. м), который
можно разгерметизировать и разгружать через боковую дверь площадью 4
кв.м. Наконец, венчает конструкцию отсек, в котором кроме стыковочного
узла и радиотехнических систем находится еще узел крепления (и,
возможно, привод) раскрывающегося (лопости уложены вдоль бортов ВА)
ротора, на авторотации которого производится посадка. Кроме того,
имеются ракетные двигатели мягкой посадки и выдвижные деформируемые
амортизаторы.
Проект интересный, но к сожалению о
дальнейших работах по нему не слышно, да и у "Ariane 5" пока проблемы.
Опыт, накопленный разработчиками как
пилотируемых, так и беспилотных спускаемых аппаратов, создателями
головных частей межконтинентальных баллистических ракет, позволяет
сегодня создать многоразовые достоточно дешевые космические корабли
малой или средней размерности, совместимые с различными средствами
выведения. Они, наверное, не столь эффектны, как гиперзвуковые
самолеты и одноступенчатые машины, но зато им по силам обеспечить
широкий и недорогой доступ человеку в космос на ближайшее десятилетие
- сколько нужно для создания уже совсем других аппаратов на новых
физических принципах.
Прошлое
Настоящее
Будущее
Таблица
|
|